№6, 1965/Письма в редакцию

О «Литературных записях Д. Фурманова

Одни из разделов четвертого тома последнего собрания сочинений Дм. Фурманова (Гослитиздат, М. 1961) составили так называемые «Литературные записи». Это заметки о литературе и искусстве, записи о писателях, о литературных течениях и группах, планы и заготовки к роману «Писатели». Принадлежность Фурманову многих материалов этого раздела не вызывает сомнений. Таковы заметки»О современном писателе», «О содержании», «Об искусстве, О литературе», «Вопросы композиции», «Советы начинающему», материалы к роману «Писатели» и др. В большинстве своем они включались в том или ином виде и в некоторые предыдущие издания произведений Фурманова.

Сложнее с некоторыми другими литературными записями, главным образом посвященными писателям. Редакции тома в статье «От составителя» (составитель тома М. Сотскова) предупреждает читателей, что одни из заметок Фурманова «сделаны на основе определенных источников», то есть представляют собой конспективно-тезисные, иногда подробные аннотации, краткие записи каких-то статей; «другие включают в себя как формулировки самого Фурманова, так и формулировки авторов тех критических работ, с которыми он знакомился»; «третьи, очевидно, целиком идут от Фурманова».

Нужно в каждом случае разобраться, что есть собственное суждение Фурманова, а что – рабочая запись-конспект при чтении критической литературы. Иначе возникнет опасность приписать Фурманову мысли и высказывания, ему не принадлежащие, а лишь им записанные. А. Дементьев в предисловии к сборнику литературно-критических статей А. Баронского («Советский писатель», М. 1963) вполне резонно поправляет некоторых критиков и исследователей, цитировавших литературные записи Фурманова о Бабеле и Есенине и не подозревавших, чьи статьи лежат в основе фурмановских заметок.

Без какого-либо критического отношения к литературным записям цитирует их В. Черников в статье «Литературная жизнь 20-х годов в оценке Фурманова» (сб. «Проблемы развития советской литературы 20-х годов», Изд. Саратовского университета, 1963). То же самое следует сказать о Т. Дмитриевой, опубликовавшей заметки о С. Есенине, Н. Клюеве, Л. Леонове, К. Федине, И. Бабеле и др. (сб. «Русские писатели о литературном труде», т. 4, «Советский писатель», Л. 1956; «Вопросы литературы», 1957, N 5).

Одним из первых, еще до публикации записей Фурманова о писателях, литературных течениях и группах, со ссылками на архив Фурманова в Институте мировой литературы имени А. М. Горького, широко использовал эти материалы Г. Владимиров, строя на их основе определенные выводы об эстетических взглядах писателя и его оценке литературных явлений 20-х годов (см. книгу Г. Владимирова «Творческий путь Фурманова», Госиздат УзССР, Ташкент, 1953). Между тем непосредственное обращение к архиву должно было особенно насторожить исследователя. Дело в том, что к большинству заметок и выписок Фурманова о дореволюционных русских и советских писателях приложены библиографические списки критической литературы, а в ряде случаев есть прямые ссылки. Например, после пункта 1 в записи о Леониде Андрееве в скобках имеется указание: «Коган, т. III, стр. 3 – 6»; 1 записи об Артеме Веселом предшествует пометка: «Л. – 49» 2, то есть книга Г. Лелевича, стр. 49. В этих случаях надо лишь установить, о каких книгах Когана и Лелевича идет речь.

Труднее вопрос об источниках записей Фурманова, когда есть лишь перечень критических работ, а конкретные ссылки отсутствуют или когда не указано никакой литературы («Заметки о литературе», записи о К. Бальмонте, Вяч. Иванове, П. Орешине и др.). Здесь необходимо просмотреть довольно большое количество статей и книг, вышедших до 1926 года.

Мною проделана работа по критическому анализу ряда литературных записей Фурманова. Результатами ее я и хочу поделиться.

«Заметки о литературе». Составлены главным образом на основе статей и материалов, напечатанных в журнале «На посту», 1923, N 1. Первые девять пунктов (абзацев) излагают содержание статьи «От редакции». В следующих трех пунктах, где упоминаются И. Эренбург, Н. Никитин и О. Брик, Фурманов суммирует оценки, данные этим писателям Б. Волиным, автором статьи «Клеветники (Эренбург, Никитин, Брик)». Запись о футуристах воспроизводит положения статьи С. Родова «Как Леф в поход собрался». Пять пунктов заметок, начиная со слов: «Нельзя жить только прошедшим и будущим («Кузница») – надо настоящим», – охватывают отдельные мысли статей С. Ингулова «На ущербе» и Л. Авербаха «По эту сторону литературных траншей». Со слов: «Кому хочет служить наша литература?» – идет изложение высказываний Ил. Вардина в статье «О политграмоте и задачах литературы»; со слов: «У партийцев уйма мнений на художественном фронте», – следуют заметки по статье Г. Лелевича «Нам нужна партийная линия»; со слов: «У пролетписателя еще нет массового читателя», – по статье С. Левмана «У нас нет художественной ориентации»; со слов: «Поэзия Некрасова настраивала на боевой лад», – по статье Л. Сосновского «Первый пролетарский поэт Демьян Бедный»; со слов:

«Формальные приемы творчества», – по статье Г. Лелевича «Владимир Маяковский (Беглые заметки)». Слова: «Мода на Пильняка – всероссийская», – навеяны статьей М. П. «Литературная пильняковщина», слова: «Деревня Пильняка – гнилая», – статьей Деревенского (псевдоним писателя А. Неверова) «Деревня в современной литературе. I. Глазами Пильняка». Запись: «Платформа «Октября». О попутчиках. Истинные попутчики нами признаются», – отражает знакомство Фурманова с материалами 1-й Московской конференции пролетарских писателей, опубликованными в N 1 журнала «На посту».

  1. Рукописный отдел ИМЛИ, II. 62. 2146.[]
  2. Там же, II. 62. 2151.[]

Цитировать

Куприяновский, П. О «Литературных записях Д. Фурманова / П. Куприяновский // Вопросы литературы. - 1965 - №6. - C. 171-176
Копировать