Новый литературный журнал Польши
«Trybunaliteracka«, 1957, N 1 – 8; 1958, N 1 – 3.
В Польше вышло в свет несколько номеров «Трибуны литерацкой» – еженедельного литературного приложения к газете «Трибуна Люду». «Писатели и работники искусств, объединившиеся вокруг журнала, хотят помочь нашей партии, которая год назад на VIII пленуме совершила исторический перелом и с тех пор ведет напряженную борьбу за строительство социализма в Польше, неотделимого от новой исторической эпохи, в которой мы живем…
То, что мы хотим создавать, то, за что мы будем бороться, мы отдаем на суд народных масс, на суд тех общественных сил, которые считают дело социализма своим и не позволят его подрывать», – так определены исходные позиции нового журнала в передовой статье первого номера.
Вышедшие номера журнала позволяют говорить о том, что он действительно стремится быть активным участником напряженной борьбы за социализм. В центре внимания нового издания – вопросы социалистической культурной политики в Польше, различные аспекты которой нашли отражение на страницах журнала. Выступления журнала по вопросам литературы, театра, кино, по вопросам культурной жизни провинции пронизаны единой мыслью: культура, искусство должны принадлежать народу. Следует особо подчеркнуть заслугу «Трибуны литерацкой» в освещении культурной жизни провинции – Силезии, Познаньского и Келецкого воеводств. Это освещение имеет определенный прицел: оно направлено против засорения вкусов в обществе, против коммерциализации искусства, против халтуры.
Большое внимание уделяет журнал вопросу распространения культуры. Этому посвящены многочисленные корреспонденции с мест; в первых номерах журнала помещена анкета с вопросами о том, что читают, сколько читают и как читают книги читатели (итоги анкеты еще не подведены); материалы о совещании редакции с представителями варшавских заводов опубликованы во втором номере журнала. В рубрике «Слово предоставляется товарищам с варшавских промышленных предприятий», рассказывающей об этом совещании, можно найти много интересных высказываний представителей трудящихся о современной польской литературе и искусстве. «Искусство и культура в нашей стране предназначаются для все более узкого круга», – заявляет И. Стажинский. Присоединяясь к этому упреку, другой участник обсуждения продолжает: «Мы ждем наступления нашей партии на культурном фронте».
Интересна постановка вопроса о международном значении современной польской культуры в статье Ежи Вятра «Полемика о «европеизме» (1957, N 3). Полемизируя со статьей П. Гертца «Европеизм и польская литература» («Пшеглёнд культуральны», 1957, N 46), задавшегося целью выяснить, «европейцы мы или нет, относимся мы к так называемому «Западу» или нет», Е. Вятр разоблачает тенденциозное стремление Гертца отождествить европейскую культуру с западной. «Есть одна Европа, – пишет Е. Вятр, – разные районы которой вносили и вносят свой ценный и оригинальный вклад в общее достояние». По Гертцу получается, что Польша может участвовать в культурной жизни Европы, только следуя культурной и литературной моде «Запада». Такой точке зрения Вятр совершенно справедливо противопоставляет утверждение о том, что вклад Польши в сокровищницу европейской культуры будет тем больший, чем «лучше сумеет она решать свои проблемы, чем успешнее внесет она свой вклад в величайшее дело… создания новой, социалистической цивилизации. На этом пути и польская культура, а в ее рамках литература могут засиять ясным, неотраженным светом».
В плане задач культурной революции в стране рассматривается вопрос о дальнейшем развитии польской литературы в большинстве публицистических статей по вопросам литературы, помещенных на страницах журнала. Борьба за литературу, отражающую жизнь народа, доступную широким массам трудящихся, характеризует статьи Л. Кручковского, Я. Прегер, З. Клячинского.
В статье «Пора попытаться дать оценку» (1957, N 1) Л. Кручковский указывает на отход польской литературы последнего периода от центральной проблематики социалистического строительства в Польше.
«Следует сказать, – пишет Кручковский, – что уже в период, предшествующий октябрю (имеется в виду октябрь 1956 г. – В. Х.), активность польских писателей, выражавшаяся, главным образом, в публицистике, в публицистической поэзии, не раз теряла социалистическую почву под ногами и даже частично обращалась к настроениям, надеждам и устремлениям сил, неблагожелательно или прямо враждебно относящихся к социализму, – правых, реакционных сил. Состязаясь в «смелости», она, начинала все более явно капитулировать перед врагом, перед обывателем.
Со всей выразительностью и очевидностью это должно было проявиться в период после октября».
Констатируя состояние своеобразного кризиса, в котором оказалась польская литература, Кручковский указывает и на одну из главных его причин – неумение, неспособность писателей философски осмыслить противоречия и конфликты действительности. К сожалению, Кручковский не анализирует более глубоко этих причин; его объяснение верно, но недостаточно: оно не ставит вопроса о давлении на сознание писателей буржуазной идеологии.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1958