Неопубликованные страницы Л. Серафимовича
Центральный государственный архив литературы и искусства СССР. «А. С. Серафимович. Сборник неопубликованных произведений и материалов», Гослитиздат, М. 1958, 504 стр
Многообразны материалы, входящие в сборник неопубликованных произведений А. Серафимовича. Одни из них знакомят читателя с совершенно неизвестными до сих пор сторонами его деятельности (киносценарии), другие существенным образом расширяют представление о работе писателя в области, как казалось до недавнего времени, мало характерной для него (драма «На мельнице», сатирическая комедия «Писатели, читатели и почитатели»), третьи раскрывают самый процесс творческого воплощения замыслов художника (первоначальные наброски к повести «Железный поток», отрывки из незавершенных романов «Борьба» и «Колхозные поля»), четвертые значительно пополняют фонд литературно-публицистических произведений Серафимовича (критические статьи и рецензии, выступления на общественно-политические темы), пятые по-новому освещают отдельные этапы его жизненного пути (автобиографические очерки и заметки).
Не все равноценно в этих материалах, но наиболее значительные из них не только с интересом будут прочитаны, но я заслуживают пристального и углубленного изучения. Одна из важнейших тем в творчестве Серафимовича советской эпохи – ленинская тема – нашла широкое отражение и в сборнике. Образ В. И. Ленина, выступающего с трибуны перед народом, ведущего заседание Совнаркома в один из труднейших для молодой Советской республики моментов, возникает и в дневниковых записях писателя периода гражданской войны, и на страницах романа «Борьба», и в одной из редакций киносценария «Железный поток», я в материалах неоконченной повести «Писатель», и в мемуарной статье начала 40-х годов «Мои встречи с Лениным».
Впервые с такой полнотой материалы сборника показывают, какое большое значение имело для автора «Железного потока» творчество Л. Толстого. О Толстом Серафимович говорит с неизменным восхищением и в докладе 1913 – 1914 года «Жизнь и творчество», в первых послеоктябрьских лекциях «Писатель и народ», «Что же такое творчество?», в статье начала 20-х годов «Литература и революция», в набросках к автобиографической повести «Писатель», в написанной незадолго до смерти заметке «О Льве Толстом». Ценность многих материалов, вошедших в сборник, заключается в том, что они дают серьезные основания для окончательного пересмотра глубоко ошибочных, сложившихся еще в старой буржуазно-либеральной критике, но не опровергнутых полностью и в наше время суждений об «однокрасочности», «однолинейности» предреволюционного творчества Серафимовича. Достаточно ознакомиться с двумя впервые публикуемыми пьесами писателя – драматическим этюдом «На мельнице» и сатирическими картинами «Писатели, читатели и почитатели», чтобы убедиться, что еще в дореволюционный период Серафимович умело использовал драматическую форму, стремясь передать в ней и трагизм окружающей действительности, и достойные сатирического осмеяния уродливые нелепости ее. Если первое из этих произведений, как верно отмечается в комментариях к сборнику, некоторыми своими особенностями предвосхищает пореволюционную пьесу писателя «Марьяна», то от беспощадных и злых «сатирических картин» тянется прямая нить к комедии-сатире «Именины в 1919 году», где жизнь буржуазной интеллигенции запечатлена на новом этапе, в период начавшейся пролетарской революции.
Наибольшее место в сборнике отведено произведениям Серафимовича советской эпохи, и это не случайно. Именно в советские годы деятельность писателя была особенно широкой и многогранной.
Произведения советского периода и многочисленные наброски к ним дают наглядное представление о творческих поисках писателя. И если материалы к повести «Железный поток», а также наброски ранней редакции ее раскрывают начальные стадии работы Серафимовича над произведением, то шесть редакций киносценария, созданного на основе повести (из этих редакций в сборнике лишь одна приведена полностью, остальные даны в выдержках), отражают следующий этап работы писателя над своим замыслом.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.