№3, 2003/Мозаика

Неизвестный псевдоним В. В. Розанова

Василий Васильевич Розанов, скрывая свое имя под псевдонимами, сотрудничал в газетах и журналах разного направления. Среди них суворинское «Новое время» и сытинское «Русское слово», богоискательский «Новый путь» и консервативный «Русский вестник», декадентский «Мир искусства» и черносотенный «Колокол». И. Ф. Масанов насчитал 47 псевдонимов Розанова. Среди них были постоянные (например, Варварин – под этим псевдонимом Розанов часто печатался в «Русском слове»); иные же предназначались как бы для «одноразового пользования». Нам удалось раскрыть еще один, доселе неизвестный, псевдоним Розанова.

В N 4 журнала «Новый путь» за 1903 год появилась небольшая заметка под заглавием «Литературный некролог».

Сдушевным прискорбием известились мы о литературной кончине небезъизвестного публициста и проповедника нравственности – Михаила Осиповича Меньшикова, последовавшей на столбцах «Нового времени» сего 23 марта, после продолжительных и тяжких нарушений всяких литературных приличий и простой человеческой порядочности. Роковой недуг начал овладевать ныне усопшим для литературы публицистом еще на страницах чистоплотной и заслуженной «Недели». Поспешный переезд из этой подвергшейся разрушению квартиры в гостеприимный нижний этаж «Нового времени», к сожалению, не только не восстановил морального здоровья усердного поборника морали, но напротив – окончательно расшатал оное. Постепенно гасли надежды окружающих и их прежнее уважение, пока злой недуг не довел, наконец, свою жертву до печального финала. Фельетоном от 23-го марта, в котором г. Меньшиков позволил себе ряд заведомых искажений истины по адресу «Нового пути», обвиняя этот определенно-религиозный журнал в «сатанизме», проповеди безбожия и т. д., и, вместе с тем, посредством откровенного литературного доноса пытался скомпрометировать репутацию уважаемого религиозного мыслителя о. протоиерея У-ского, – этим злополучным фельетоном окончилось навсегда литературное существование оплакиваемого писателя. Отныне нельзя уже говорить о г. Меньшикове, нельзя считаться с ним. Он был – и нет его более.

Над этим преждевременным саркофагом остается произнести традиционное: requiescat in pace. Пухом ему – газетная бумага!

Lacrimafer.

Чтобы понять смысл этой заметки, перенесемся в 1903 год, когда происходили описываемые события. Основанный участниками петербургских Религиозно-философских собраний (З. Гиппиус, Д. Мережковским, П. Перцовым и др.), ежемесячный литературно-общественный журнал «Новый путь», первый номер которого вышел в свет в декабре 1902 года, получил разноречивые оценки современников. Разногласия вызывало даже название журнала. Так, либеральный священник Гр. Петров писал о важности «нового», то есть религиозного, «пути» в среде интеллигенции по сравнению со старым, атеистическим 1. Иоанн Кронштадтский, напротив, произнес «Слово о старом и новом пути спасения», в котором обличал «новопутейцев» за отход от старого, единственно верного церковного пути. Многие представители духовенства искренне не понимали разницы между таким антицерковным течением, как толстовство, и религиозными исканиями представителей интеллигенции, объединившихся вокруг журнала «Новый путь». Само словосочетание «новый путь» вызывало у них недоверие. Истинный путь, согласно такому взгляду, может быть только один – путь веры во Христа, другие ни к чему хорошему не приведут. Отзыв Иоанна Кронштадтского о журнале «Новый путь» был напечатан сначала в «Миссионерском обозрении» 2, а затем и в «Новом пути». «Умники неумные, вроде Толстого и его последователей, хотят найти другой путь и, сбившись с истинного пути, находят путь заблуждения, отвержения Христа; не хотят веровать в то, что веками установлено, самим Богом открыто и возвещено; отвергают церковь, таинства, руководство священнослужителей и даже выдумали журнал «Новый путь»…» 3.

23 марта 1903 года в «Новом времени» появилась очередная статья известного публициста Михаила Осиповича Меньшикова (1859-1918) из цикла «Письма к ближним», посвященная обличению сотрудника «Нового пути» и протоиерея из Новгорода Александра Петровича Устьинского (1854/55-1922), который в письмах к Розанову, опубликованных в N 2 «Нового пути» (с. 142-150), критически отзывался о взглядах Меньшикова.

Автор статьи обвинил «Новый путь» в проведении сатанизма, в поклонении духу тьмы. Отклик о.

  1. Незнамов(Русский). Новый путь//Русское слово. М., 1902. 30 декабря (12 января). С. 2.[]
  2. О. Иоанн Кронштадтский о старом и новом пути спасения//Миссионерское обозрение. СПб., 1903. N 5. С. 690- 692.[]
  3. Новый путь. СПб., 1903. N 3. С. 253.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2003

Цитировать

Прокопчук, Ю. Неизвестный псевдоним В. В. Розанова / Ю. Прокопчук // Вопросы литературы. - 2003 - №3.
Копировать