Наука редактирования
Н. М. Сикорский, Теория и практика редактирования, «Высшая школа», М. 1971, 367 стр.
В статье «О пользе грамотности» М. Горький писал, что «редактор – это человек, который в известной мере учит писателя, воспитывает его» и поэтому «должен знать больше писателя… должен непрерывно учиться своему делу» 1. Эти слова могли бы стать эпиграфом к новому учебнику для будущих редакторов, написанному Н. Сикорским.
Несмотря на столь высокую оценку роли редактора в литературном процессе, ни практика, ни тем более теория редактирования долгое время не являлись предметом специальных исследований. Существовало, да и существует в наши дни, вызванное неразработанностью вопроса мнение, что редактирование – прикладной род умственной деятельности, не требующий особых теоретических обоснований, а нуждающийся лишь в совершенствовании методики. Недаром во многих энциклопедиях и терминологических словарях слова «редактор» и «редактирование» толкуются крайне неточно, не раскрывая всей сути этих понятий.
Теория редактирования – молодая наука, процесс ее формирования еще не завершен, во после выхода в свет ряда исследований, в том числе работ Н. Сикорского, она стала рассматриваться как отрасль книговедения, изучающая «творческие и тесно связанные с ними производственные процессы создания книги в советском издательстве». Подобный подход к проблеме позволил Н.
- М. Горький, Собр. соч. в 30-ти тонах, т. 24, Гослитиздат, М. 1953, стр. 326.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.