Н. В. Морженкова. Авангардистский эксперимент Гертруды Стайн: в поисках жанра
Любая попытка исследовать феномен Гертруды Стайн представляет собой весьма рискованное предприятие, автор которого вынужден балансировать между герметичностью стайновских текстов и необходимостью их обоснованной интерпретации, между авангардным литературным материалом, программно противопоставленным литературной традиции и словно бы «очищенным» от литературных влияний, и необходимостью определить его генезис. Н.Морженковой удачно избран жанровый ракурс, позволяющий увидеть в стайновском наследии нечто большее, чем плоды солипсистского экспериментирования. Монография оказывается в ряду исследований последнего времени, в которых достаточно убедительно продемонстрировано, что жанры остаются «ведущими героями» литературного процесса не только в «доромантические» эпохи, но и в XIX—XX веках. Таким образом, ставится под сомнение распространенное мнение, что со времен модернизма центральной фигурой литературного процесса становится не жанр, а автор.
В первой главе рассмотрены формы работы Стайн с романными конвенциями. Убедительно обнаружены генетические связи экспериментов в «Трех повестях» с поэтикой Флобера; вскрыты истоки стилистического своеобразия стайновской прозы (просторечие, вырванное из— ситуативности — с.12, 34, связь с «заумными считалками»— с. 70); остроумно подмечается, что в жанре детектива у Стайн разыскиваемым оказывается сам жанр (с.102). Вывод о том, что пародирование, травестирование и универсализация становятся главными приемами работы с романными моделями, а роман был центральным полем эксперимента Стайн в сфере жанровой поэтики, не вызывает сомнений.
Вторая глава посвящена жанру портрета и пейзажной драмы, с акцентом на их интермедиальной природе. Она убедительно вскрывает работу Стайн с глубинной жанровой «памятью» портрета и пейзажа, привлекавших ее своей бессюжетностью и атемпоральностью. Вывод о том, что за жанровым определением произведений как «портретов» и «пейзажей» стоит глубокое понимание жанра, а не авангардистский эпатаж, работает на деконструкцию стереотипов в рецепции модернизма. Квалифицированный и изощренный анализ модернистских текстов подтверждает незаурядную чуткость исследовательницы к «внутренней форме слова» (хотя само это понятие парадоксальным образом отсутствует в теоретическом аппарате).
В заключительной третьей главе, где речь идет об автобиографических сочинениях Стайн, Н.Морженкова демонстрирует начитанность в обширном корпусе литературы об автобиографическом жанре и его эволюции в ХХ веке. Здесь, впрочем, есть и ряд спорных моментов. Таков, к примеру, тезис о том, что принципиальная незавершенность автобиографии является новаторством Стайн: разве автобиография не является незавершенным жанром по самой своей сути? Вместе с тем, очень проницательно звучит вывод о том, что для Стайн автобиография— это «само пишущаяся» жизнь (с. 273), предполагающая всякого рода игры и трансформации с автобиографическим субъектом.
Еще во введении сформулирована основная гипотеза работы, постулирующая природу стайновского авангардистского эксперимента как эксперимента преимущественно с жанром — в самом широком понимании этого слова, включая и первичные, и вторичные речевые жанры. По прочтении книги эта гипотеза переходит в ранг четко выстроенной и хорошо обоснованной концепции. Менее успешно, на мой взгляд, обстоит дело с тезисом о «жанровости бытия», спорадически всплывающем на страницах монографии. Сопряжение жанра с основанием сверхиндивидуального бытия и «онтологической единосущностью мира» в заключительных строках работы (с. 293) мало проясняет суть понятия.
На страницах книги исследовательница упорно предостерегает читателя от «поверхностных» (то есть биографических) толкований и уводит к глубинным процессам текстопорождения, к восходящим к архаике смыслам. На мой взгляд, этим рассуждениям порой не хватает как раз соотнесенности с жизнью писательницы, с ее культурным кругозором. К примеру, интересно было бы знать истоки осведомленности Гертруды Стайн в мифологиях разных стран, придающих ее романам соответствующий колорит, который так виртуозно препарируется в монографии. В этой связи встает вопрос и о релевантности для Н.Морженковой различия между авторской интенцией и бессознательной интертекстуальной игрой.
Несколько портят впечатление при чтении достаточно тщательно выверенного текста отдельные тавтологические конструкции («биографические факты из жизни автора», «рецептивное восприятие») и неблагозвучные неологизмы («высвобаживать»; «оцельнять», «всюдный»).
В целом же, мы имеем дело с основательным исследованием, где представлена хорошо выстроенная концепция жанровой поэтики Стайн. Книга богата мыслью, примечательна тонким филологическим чутьем и проникновенностью текстуального анализа. Монография, на первый взгляд лишенная внешних признаков острой, боевой полемичности, по сути своей глубоко полемична ко многим общепринятым подходам к модернизму.
О.АНЦЫФЕРОВА
г.Иваново
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2013