«Монастырь в квартире» – статья Н. С. Лескова. Вступительная статья, атрибуция А. Новиковой
Обнаруженная нами в «Церковно-общественном вестнике» (1878, N 38, 29 марта, с. 4) бесподписная статья «Монастырь в квартире», без сомнения, принадлежит Лескову. Обоснованием авторской принадлежности текста служат прежде всего фактические доказательства, раскрытие идейно-образного содержания произведения, а также анализ особенностей языка и стиля как важных средств атрибуции.
Одним из основных доказательств установления авторства Лескова является активная работа писателя в «Церковно-общественном вестнике» в 1870 – 1880-е годы. Так, исследование материалов этого издания позволило выявить основательный корпус опубликованных здесь лесковских текстов. Особенно интенсивным было сотрудничество Лескова с журналом в 1878 году: за этот год на страницах «Церковно-общественного вестника» увидели свет статьи лесковского цикла «Чудеса и знамения» – N 19, 24, 25, 27, 28, 34, 40; множество других работ.
Необходимо учесть традицию русских периодических изданий, помещавших большое количество публицистических статей и критических заметок либо без подписи автора, либо подписанных инициалами (например, статья Лескова «Турки под Петербургом» подписана буквами «Н. Л-въ» («Церковно- общественный вестник». 1878, N 33), либо псевдонимами.
Так, в бесподписной статье «Литературно-общественная заметка (по поводу прекращения литературной деятельности И. С. Тургенева)» в N 27 вестника за 1878 год помещен первоначальный отклик. на указанное событие, который затем развернут Лесковым в одной из статей цикла «Чудеса и знамения» (N 34).
Лесковская заметка без подписи «Успех Крашевского» (N 40) тематически полностью совпадет с фрагментом статьи Лескова о Тургеневе из цикла «Чудеса и знамения» (N 34). «Поздравляем господ поляков с умением уважать и ценить своих писателей и не без любопытства ждем: чем они еще искусятся пристыдить нас занаше жестокое обращение со своими замечательными людьми», – писал Лесков в заметке «Успех Крашевского» (с. 5), продолжая тему, поднятую в четвертой статье цикла «Чудеса и знамения»: «Так чествуют поляки своего романиста, который стоит чего-нибудь только за неимением лучшего на их полнейшем литературном безлюдьи. У нас же в это самое время выживают Тургенева, который пользуется почтением Европы и как даровитейший писатель, и как человек» (с. 4).В N 38 «Церковно-общественного вестника» на стр. 8 после публикации бесподписной статьи «Монастырь в квартире» помещена информация об издании «Соборян» Лескова и о распространении лесковской книги редакцией. Таким образом, указанные материалы объединяются именем автора – это еще один немаловажный момент в процессе атрибутирования представляемого текста.
Серьезным аргументом в пользу авторства статьи «Монастырь в квартире» является авторитетное свидетельство Андрея Николаевича Лескова – сына и первого биографа писателя, тщательно собиравшего и сохранявшего все, связанное с именем и творчеством Николая Семеновича Лескова. Систематизируя подготовительные материалы к своей книге «Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям», Андрей Лесков составлял картотеки, списки, перечни отцовских произведений. Эти документальные данные могут служить наиболее достоверными источниками атрибуции.
Название статьи «Монастырь в квартире» выписано рукой Андрея Николаевича Лескова на обложке подшивки «Церковно-общественного вестника» за 1878 год из его личной библиотеки, хранящейся в отделе редкой книги Орловского государственного литературного музея И. С. Тургенева.
По нашим наблюдениям, составленным в результате тщательного обследования обширного архива сына писателя, одним из элементов системы Андрея Лескова по спасению и сохранению наследия Николая Семеновича Лескова «от тлена и «растерянности»» 1 являлось скрупулезное выписывание на обложках подшивок периодических изданий, помещавших лесковские произведения, названий всего, что принадлежало перу Н. С. Лескова, в том числе – неподписанных текстов, если сын был убежден в бесспорности авторства отца ## Так, о бесподписном лесковском рассказе «Клоподавие» А. Н. Лесков писал: «Бесспорность авторства Лескова вне диспутирования <…> Язык, даже для Лескова, исключителен, а фигуры великолепной лепки (вышло как-то нескладно, но искренно) <…>
- Цит. nor Понятовский А. И. Неизвестные рассказы из архива А. Н. Лескова // Литературное наследство. Т. 87: Из истории русской литературы и общественной мысли 1860 – 1890 гг. М., 1977. С. 93.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2003