Молодые критики и литературоведы за работой
Г. АЛИБЕКОВАг. Баку
Предмет моего неизменного интереса – современная азербайджанская проза. М. Ибрагимов, И. Эфендиев, Б. Байрамов, И. Гусейнов – вот, с моей точки зрения, писатели, в творчестве которых мы наблюдаем новаторские тенденции; это умение «видеть» нового героя и новые явления, это и свободная форма повествования, лиричность и т. д. Вот почему о них говорить интересно. Признаться, особенно увлекает меня поэтическая манера И. Гусейнова, прозаика своеобразного. Об И. Гусейнове в той или иной мере я вела речь во многих своих статьях. В будущем думаю написать что-то вроде монографии, где попытаюсь проследить все его творчество.
В настоящее время собираю материал для статьи «Национальные традиции и новаторство». В ней я намерена проанализировать все наиболее интересные явления азербайджанской прозы самых последних лет – в первую очередь повести Б. Байрамова «Прохлада», И. Гусейнова «Телеграмма». Думаю, что едва ли смогу пройти мимо споров, разгоревшихся вокруг повести И. Эфендиева «Мостостроители», поскольку в споре затронуты важные вопросы новаторства и национальных традиций в изображении современника.
Г. АСАТИАНИ г. Тбилиси
За последние два-три года писал главным образом о творчестве грузинских поэтов XIX-XX веков. Моей целью было проследить сложный процесс эволюции поэтического мышления в грузинской лирике, установить закономерности видоизменения форм и средств художественного выражения в связи с изменением самого содержания литературы.
На страницах грузинских журналов «Мнатоби» и «Цискари» были напечатаны мои статьи о поэтике Акакия Церетели, Важа Пшавела, Г. Табидзе, Г. Леонидзе, С. Чиковани и др.
Из современной литературы главное внимание уделял творчеству моих ровесников, представителей нового поколения, проблеме изображения в советской литературе молодого человека 60-х годов.
Работал и продолжаю работать над изучением творческих связей русских и грузинских поэтов советского времени. Этой теме посвящена статья «Дружба, взаимообогащение» в журнале «Литературная Грузия». В этом году в издательстве «Сабчота Мцерали» («Советский писатель») выйдет моя книга «Поэзия и поэты».
Подготовил для печати обширное исследование из истории новой реадиетической литературы во Франции.
Вместе с моими друзьями – молодыми грузинскими поэтами – собираюсь составить антологию современной французской поэзии на грузинском языке. Я буду писать предисловие и комментарии к сборнику.
Хочу написать для русских читателей книгу о классиках грузинской поэзии, а также монографию о жизни и творчестве крупного советского поэта Г. Табидзе.
Л. АННИНСКИЙ г. Москва
Что сделано за последние полтора года? Опубликовано два десятка газетных и журнальных статей. Для меня важны три из них: статья о Е. Евтушенко и А. Вознесенском в сентябрьской книжке «Знамени» за прошлый год, рецензия на «Мост» Манфреда Грегора, тоже в «Знамени», в апреле прошлого года, и рецензия на рассказы Глеба Горышина в первом за этот год номере журнала «Москва». Дело не в качестве этих работ: многое в них сейчас я написал бы иначе. Дело в том, что за последние год-полтора в этих немногих статьях я наконец нащупал тему: молодые писатели. Я пишу о них как их собрат по судьбе, как человек, носящий это самое «поколение» в себе. Я пишу о нем, потому что так пытаюсь понять себя.
Мои творческие планы. Буду продолжать изучение моего сверстника, осознавать его развитие, попытаюсь понять его перспективы. Наверное, опубликую еще десятка два газетных и журнальных статей. Сложатся ли они в книжку – не знаю. Книжка издается долго, а замыслы развиваются быстро.
В. БАРАНОВ г. Уфа
Духовному облику нашего современника и художеств венным средствам его выражения посвящены несколько моих статей, опубликованных в журналах «Москва», «Молодая гвардия» и других, а также в местной печати. Одна из таких статей появится в сборнике «Навстречу будущему», объединяющем работы участников первого Всероссийского семинара молодых критиков (его выпускает «Советский писатель»). Эти и другие статьи, в том числе неопубликованные, составят мой сборник, который рекомендован к изданию Комиссией по критике органам печати СП РСФСР. Думаю и впредь работать в том же направлении.
Продолжаю заниматься изучением творчества Алексея Толстого (прежде всего меня интересует проблема – художник и литературное движение его эпохи). Впрочем, «литературное» – не совсем точно, так как для определения художественного своеобразия А. Толстого придется заниматься сопоставлением эстетических принципов литературы и других видов искусства, в первую очередь живописи и театра. Надеюсь, все это дорастет когда-нибудь до монографии.
По-прежнему меня интересуют некоторые моменты развития реализма XIX века. Им будут посвящены статьи о Л. Толстом и Чехове.
Приму участие в работе над «Историей башкирской литературы» – коллективным трудом, осуществляемым нашим университетом.
Р. БИКМУХАМЕТОВ г. Москва
Путевку в критику и литературоведение дал мне М. Джалиль, – поэт, мною очень любимый. О его творчестве я написал несколько статей и книг. В этих книжках я пытался передать свое восхищение поэтом, раскрыть его творческий путь. Но далеко не во всем это мне удалось. Выходящая в этом году в Гослитиздате монография о творчестве Джалиля, надеюсь, будет кое в чем лучше.
Некоторые свои наблюдения над историей татарской поэзии, ее стилей я изложил в книге «Бессмертные цветы поэзии» (на татарском языке, Казань, 1960). Хочется в будущем вернуться к этой книге, пополнить ее новыми материалами.
Собираюсь поехать в Сибирь познакомиться с молодыми литературами. По-моему, мы плохо знаем литературы страны, у нас мало материала для сравнений. Я многое связываю с этой поездкой; она будет длительной. Хочу написать статьи о писателях-северянах, о их жизни творчестве, планах.
И. БОРИСОВА г. Москва
Сейчас я работаю над книгой о трех романах: «Война и мир» Л. Толстого, «Жизнь Клима Сангина» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова. Человек на дорогах истории, судьба человеческая – судьба народная – такова приблизительно тема этой книги. Об этом частью хотелось мне сказать в ранее опубликованных статьях: «Народ в революции» («Молодая гвардия»), «Народные сцены в «Войне и мире» («Вопросы литературы»), две статьи о «Тихом Доне» («Литературная газета» и «Известия»).
Хочу также написать статью о рационализме в искусстве. Отдельные соображения, связанные с этим вопросом, были в моих статьях: «Счастье и несчастье актера» («Театр»), «Так случилось…» (о повести В. Тендрякова «Суд» – «Литературная газета»), «Без Толстого» (о фильме «Казаки» – «Литературная газета»), «Сквозь неподвижность» (о фильме «Високосный год» – «Литературная газета»), «Чего хочет победитель?» («Литературная газета»).
Д. БУГАЕВ г. Минск
Последние годы занимался преимущественно изучением творчества народного писателя Белоруссии Михася Лынькова. О Лынькове напечатал свыше десяти статей. В этом году в Государственное издательство БССР сдал книгу «Щедрое сердце писателя», посвященную довоенной лыньковской прозе.
Принимаю участие в коллективном труде «История белорусской советской литературы». Это моя основная, плановая работа в Институте литературы имени Янки Купалы АН БССР. Для «Истории» пишу главы, посвященные М. Лынькову, М. Танку и Вл. Дубовке. Первая из них завершена, срок исполнения второй истекает в этом году, над третьей предстоит работать на протяжении 1963 года.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.