№3, 1977/От редакции

Мир книжного знака

Книжный знак невелик, но вмещает в своих пределах Вселенную.

Он двуедин в своей основе. Разглядывая экслибрис, я прислушиваюсь, как течет беседа между владельцем библиотеки и художником-исполнителем. Паспорт владельца книги и выражение личности графика – вот что такое экслибрис. «Из книг И. С. Остроухова», – читаю я надпись, сделанную на этикетке старинными буквами, и невольно думаю не только об авторе «Сиверко», друге и советчике П. М. Третьякова и Л. М. Леонова, но и о талантливой семье Васнецовых, вписавшей не одну страницу в историю искусства.

Всегда отрадно взять с полки и перелистать издание, помнящее прикосновение времени. Вдвойне приятно обнаружить на внутренней стороне обложки знак с именем владельца и узнать, что книга принадлежала некогда Некрасову или Белинскому. Экслибрис подобен записке, что доходит до нас в сосуде, брошенном давным-давно неведомыми скитальцами в книжное море. Издание блуждает десятилетиями или даже столетиями в бесконечных книжных просторах, и через многие годы начинает звучать для нас и голос создателя этикетки. Вдруг вы слышите речь соловецкого монаха Досифея, просветителя-издателя Новикова или Врубеля.

…В последние годы у нас сильно развилось увлечение экслибрисом. Конечно, книжный герб любили и ранее; напомню, что первая монография, посвященная отечественному книжному знаку, появилась еще в начале века. Но всеобщий интерес – дело наших дней.

Иллюстрации

Что породило увлечение книжным гербом? Оно во многом связано с интересом к «искусству книги». Современный читатель все глубже воспринимает книгу как ансамбль, в котором все взаимосвязано и звучит одновременно – и авторский текст, и красота шрифта, и иллюстрации, и поля, и титул… Кроме того, бурно растут личные книжные собрания. У всех на памяти примеры коллекций И. Н.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 1977

Цитировать

Осетров, Е. Мир книжного знака / Е. Осетров // Вопросы литературы. - 1977 - №3. - C. 289-295
Копировать