Метод, стиль, мастерство
Этим проблемам была посвящена юбилейная межвузовская научная конференция, прошедшая в мае текущего года в Ярославле. Вместе с организаторами – работниками кафедры литературы Ярославского государственного педагогического института имени К. Д. Ушинского – в работе конференции участвовали литературоведы, преподаватели вузов многих городов страны.
На пленарном заседании был заслушан доклад В. Устинова (Ленинград) «Единство метода и многообразие стилей в искусстве социалистического реализма». Оратор подробно остановился на проблеме взаимоотношения художественного метода и индивидуальных творческих стилей в социалистическом реализме, на многочисленных примерах из литературы и искусства показал многообразие стилей в границах единого художественного метода социалистического реализма.
Больше всего докладов было прочитано на заседаниях секции советской литературы и русской литературы XX века. И. Баскевич (Курск) в своем докладе «Пролетарская проза дооктябрьских лет и проблема творческого метода» рассматривал малоизученные (а частью и вообще неизвестные) произведения пролетарской беллетристики 90-х – начала 900-х годов. Докладчик показал, что появление повести М. Горького «Мать» – шедевра искусства социалистического реализма – было результатом не только творческих исканий самого М. Горького, но и всей пролетарской прозы. Доклад М. Сурпин (Ярославль) был посвящен жанру романа-хроники в творчестве М. Горького. Хроники 10-х годов («Жизнь Матвея Кожемякина», «Детство», «В людях»), а далее и хроники 20-х годов («Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина») рассматривались в докладе как два этапа обновления структуры романа в искусстве основоположника социалистического реализма.
«Путь к мастерству» – так назвал свой доклад А. Карпов (Калуга), говоривший об идейно-художественных принципах стихотворного эпоса И. Сельвинского 20-х годов. Доклад А. Кедровского (Курск) был посвящен поэме С. Есенина «Анна Онегина». О сложных стилевых исканиях в раннем творчестве Н. Асеева говорил Л. Таганов (Иваново). В. Ружина (Бельцы) охарактеризовал борьбу В. Маяковского против мистико-идеалистической эстетики в послеоктябрьские годы.
С докладом о жанровых особенностях романа в годы гражданской войны выступил В. Гура (Вологда). Используя малоизвестные материалы, произведения многих «забытых» авторов, В. Гура наметил несколько направлений в развитии романа тех лет.
В докладе В. Охитина (Бирск), посвященном развитию романа 30-х годов о социалистическом строительстве и построенном на материале произведений Л. Леонова, М. Шагинян, И. Шухова, М. Шолохова, Б: Ясенского, Ф. Гладкова, А. Малышкина и других, была прослежена эволюция романа 30-х годов от очерково-публицистического типа к социально-психологическому. Проблема психологического мастерства М. Шолохова – тема доклада М. Горенштейна (Майкоп). О некоторых сюжетных особенностях советского романа второй половины 50-х годов говорил в своем докладе А.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.