№1, 1995/Мозаика

«Метерлинк и Чехов»

Предлагаемая вниманию читателей публикация – глава из обзора «Чехов в Бельгии», подготовленного бельгийским исследователем Каролиной де Магд-Соэп для тома «Литературного наследства»: «Чехов и мировая литература».

Своеобразие культуры и литературных традиций Бельгии с особой яркостью выразилось в творчестве Метерлинка. Известно, что Чехов высоко ценил его творчество и уже в 1895 году обратил на него внимание А. С. Суворина, которому он писал 2 ноября 1895 года: «Отчего Вы не попытаетесь поставить в своем театре Метерлинка? Если бы я был директором Вашего театра, то я в два года сделал бы его декадентским или постарался бы сделать. Театр, быть может, казался бы странным, но все же он имел бы физиономию».

Интересно отметить, что Суворин и в самом деле 8 декабря 1895 года впервые в России поставил в театре Литературно- артистического кружка в Петербурге одноактную драму Метерлинка «Тайны души». В Москве постановка этой пьесы состоялась в театре Солодовникова 10 декабря 1895 года. После премьеры Чехов писал Суворину, что пьеса, по- видимому, имела успех и что в одной газете его, Суворина, назвали «покровителем декадентства». Рецензент газеты «Новости дня» за подписью «-Ф-«, называя Метерлинка «наиболее популярным из современных символистов», действительно отметил значимость вклада Суворина в создание символистического театра в России. Характеризуя новое направление в театральном искусстве, рецензент невольно объясняет, почему Чехов в эти годы с таким пристальным интересом вчитывается в пьесы Метерлинка. Рецензент пишет: «Может быть, символистическая литература, в частности символистический театр, в теперешнем виде и не представляет достоинств, не блещет талантом и отпугивает странностями. Но они родились из искренней потребности обновить обветшавшее искусство, захватить в его рамки новое психологическое содержание и создать новые средства воздействия на человеческую душу» 1.

Известно, что Чехова интересовала не столько мистическая символика Метерлинка, сколько новизна его драматургической техники. В поисках новой драматургии Чехов, как и Метерлинк, воспринял насыщенное внутреннее действие как основной элемент пьесы. В новаторских пьесах бельгийского и русского драматургов скрытое, подтекстовое содержание, побуждающее к философским раздумьям о жизни, играет решающую роль. Важным в этом новаторском приеме мы считаем своеобразное использование «тишины» или «молчания». Сам Метерлинк считал, что выразительная сила «тишины» гораздо действеннее слова. Об этом он пишет в книге «Сокровище смиренных» (1896): «…и когда нам действительно нужно что-то сказать друг другу, мы обязаны молчать» 2.

Чехова особенно заинтересовала новизна драматургической техники в пьесах «Слепые» и «Непрошеная». 12 июля 1897 года он пишет с восторгом Суворину: «Читаю Метерлинка. Прочел его «Les aveugles», «L’intruse», читаю «Aglavaine et Selysette» 3. Все это странные, чудные штуки, но впечатление громадное, и если бы у меня был театр, то я непременно бы поставил «Les aveugles».

Драматургия Метерлинка привлекала внимание Чехова до конца жизни. Так, в 1904 году он интересуется постановками Метерлинка, который репетировался в это время в Московском Художественном театре. Станиславский избрал для спектакля три одноактные пьесы – «Слепые», «Непрошеная» и «Там, внутри». Премьера состоялась уже после смерти Чехова.

В связи с избранной нами темой невольно возникает вопрос: насколько сам Метерлинк интересовался творчеством Чехова? Ответ мы нашли в архиве бельгийского писателя. Однако изучение литературного наследия дало гораздо меньше материалов, чем нами предполагалось. Мы напрасно искали упоминания имени Чехова в письмах, дневниках и записных книжках писателя, где он записывал впечатления от прочитанных книг.

  1. Цит. по: А. П. Чехов, Полн. собр. соч. и писем в 30-ти томах. Письма в 12-ти томах, т. 6, М., 1978, с. 451.[]
  2. М. Maeterlinck, Le tresor des humbles, Paris, 1898, p. 9.[]
  3. Речь идет о пьесах: «Слепые», «Непрошеная», «Аглавен и Селизетт».[]

Цитировать

Магд-Соэп, К. «Метерлинк и Чехов» / К. Магд-Соэп // Вопросы литературы. - 1995 - №1. - C. 371-375
Копировать