Medieval Shakespeare: Pasts and Presents
Medieval Shakespeare: Pasts and Presents / Ed. by Ruth Morse, Helen Cooper and Peter Holland. Cambridge: Cambridge U. P., 2013. 263 p.
Английское название этого сборника — дословно «Средневековый Шекспир» — может быть понято по-разному. Идет ли речь о наследии средневекового театра и, шире, средневековой культурной традиции в пьесах Шекспира? Или о средневековой тематике у Шекспира? Или о том, что ренессансность Шекспира переоценена и его следует рассматривать как средневекового автора?
Состав сборника показывает, что каждый из авторов трактует постановку вопроса по-своему; более того, когда Хелен Купер выступает одновременно в двух амплуа — редактора сборника и автора статьи «The Afterlife of Personification», — ее позиции оказываются принципиально различными. Как автор она пишет вполне традиционное исследование о пережитках средневековой аллегории у Шекспира. Как редактор она сосредотачивается на разоблачении идеологемы «ренессансного Шекспира» и подчеркивании его «средневековости» (в предисловии).
К сожалению, этот посыл не только сильно запоздал со своим пафосом эпатажа (который уместнее смотрелся бы где-нибудь в начале 1990-х, когда теория «долгого Средневековья» еще была в новинку), но и сильно повредил книге, поскольку некоторые авторы поняли задачу книги — «доказать средневековость творчества Шекспира любой ценой». А поскольку многие из них не занимались профессионально медиевистикой, то результаты порой печальны. Наиболее характерный пример, на наш взгляд, — статья Маргреты де Грациа «King Lear in B.C.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2015