Майя Туровская. Зубы дракона. Мои 30-е годы
Майя Т у р о в с к а я. Зубы дракона. Мои 30-е годы. М.: АСТ: CORPUS, 2015. 656 с.
Каждая из книг известного критика, историка театра и кино, сценариста, искусствоведа «при выходе становилась интеллектуальным бестселлером», по справедливой оценке Льва Аннинского. Эта — сборник статей разных лет. «Железное и воистину жестокое десятилетие» 1930-х рассмотрено как «многослойное, многосложное, разносоставное» (с. 62).
1930-е — годы школьного детства Туровской. Она помнит «бонн» с немецким языком (вообще — дам «из бывших», обучавших детей музыке и иностранным языкам) и «холодного сапожника» за углом. Для кого-то это «почти древняя история» (с. 21), для нее — привилегия девяноста одного года жизни.
Возврат к 1930-м произошел в ходе ежедневных многочасовых просмотров немецкого документального материала при работе над фильмом «Обыкновенный фашизм», для которого они с Ю. Ханютиным написали сценарий. «Короткие замыкания сходства» немецких, особенно военных, лент с советскими «просто сбивали с ног» (с. 16). Сегодня это знание уже усвоено, в том числе и благодаря ей.
С перестройкой, с открытием архивов пошло лавинообразное обращение к 1930-м. Сравнительные исследования сталинизма и нацизма углубились, стало реальным изучение тоталитарных культур как системы — «не только фактически, но и эмоционально» (с.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2017