М. Д. Амирханян. А. С. Пушкин и Армения
М. Д. Амирханян. А. С. Пушкин и Армения. 2-е изд., доп. Ереван: М. Д. Амирханян, 2012. 116 с.
Автор начинает издалека, с русско-армянских взаимоотношений в XI-XIX веках. Говоря об одном из первых на Руси упоминаний об армянах — у Феодосия Печерского (1069 год), — он не стесняется слов печерского игумена насчет неправославной «злой веры», будь то латинская, армянская или сарацинская (армяно-григорианская церковь является монофизитской, признающей лишь божественную, но не человеческую сущность Христа). М. Амирханян уделяет особое внимание сказочной «Повести о Бове королевиче», где действие происходит в Армении, пусть фантастической (Пушкин, как известно, начинал писать своего «Бову»), а из произведений начала XIX века — поэме «Мысли об Армении» (1813) С. Митропольского, обнаружившего основательные знания по истории и географии этой страны.
В главе «Армения в художественном слове А. С. Пушкина» собраны высказывания поэта о ней и об армянах как в стихах, так и в прозе. Он посвящал стихи, в частности, княжне Анне Абамелик, которую воспевали и другие, например И. Козлов и Каролина Павлова, а ведь «в литературе нечасто встречаются стихи авторов-женщин, восхваляющих женскую красоту» (с. 69). Несколько объяснений выдвигает М. Амирханян к словам Гасуба, проклинающего невоинственного, гуманного сына, возможно, ставшего христианином, в неоконченной горской поэме Пушкина «Тазит>»: «Ты трус, ты раб, ты армянин».
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2013