Литература новой Монголии
П. Хорлоо, С. Лувсанвандан, Ц. Монх, Д. Цэнд, Монголын орчин уеийн уран зохиолын товч туух (1921 – 1965), Улаанбаатар, 1968, 606 хууд.
В 1968 году в Улан-Баторе вышло в свет первое в истории монгольской филологической науки монографическое исследование, посвященное истории монгольской литературы новейшего времени. Книга подготовлена коллективом авторов, каждый из которых работает в литературоведении не один год. П. Хорлоо занимается изучением фольклора и его связями с современной литературой; С. Лувсанвандан – автор монографии о положительном герое в современной прозе; Д. Цэнд – составитель учебника по истории монгольской литературы для средних школ; Ц. Монх – автор многочисленных критических статей.
«Очерк современной монгольской литературы» – свидетельство нового этапа в развитии литературоведения и критики в Монгольской Народной Республике. Сорок лет тому назад, в начале 30-х годов, когда определялись пути развития новой монгольской литературы, известный писатель и общественный деятель С. Буяннэмэх впервые поднял в своих статьях вопросы, связанные о художественным методом и основным направлением развития революционной литературы Монголии.
В 40-е и 50-е годы в МНР интенсивно развивается литературная критика. Немалую роль в этом сыграли газета «Утга зохиол урлаг» и журнал «Цог». Монгольские читатели хорошо знают имена Г. Жамсранжава, Ц. Хасбатора, Д. Цэнда, Г. Ринченсамбуу, С. Дашдондога, регулярно выступающих с критическим анализом новинок монгольской литературы и искусства.
В последнее десятилетие литературоведение Монголии вступило в новый этап своего развития. Сейчас монгольские исследователи стремятся разработать важные теоретические вопросы, прослеживая процесс формирования национальной литературы в стране. В этой связи обратили на себя внимание книги М. Гаадамбы «Краткая теория литературы» и «Труд писателя», где проблемы теории и художественного мастерства рассматриваются на материале монгольской литературы, и монография Б. Соднома о творческом пути основоположника новейшей монгольской литературы Д. Нацагдоржа. Большой интерес представляют и работы Д. Цэдэва о традициях и новаторстве в современной поэзии, Л. Тудэва о значении творчества Горького для литературы МНР, Ц. Хасбатора о монгольском романе. Эти и другие работы монгольских ученых подготовили появление труда, характеризующего развитие литературного процесса в Монголии в целом.
Особенности исторического развития Монголии оказали глубокое влияние на процесс становления ее культуры. Самая характерная черта монгольской литературы – органическая Связь с действительностью, с важнейшими явлениями общественной жизни страны.
Акторы книги выделяют два основных этапа в истории литературы социалистической Монголии: литература периода антиимпериалистической и антифеодальной революции (1921 — 1940) и литература эпохи строительства социализма (1940- 1965).
Для понимания особенностей развития монгольской литературы принципиальное значение имеет проблема культурного наследия. В течение ряда лет в Монголии велась вокруг нее острая дискуссия, в которой сталкивались самые противоположные точки зрения: от нигилистического отрицания всех культурных достижений прошлого до некритического, слепого преклонения перед ними.
Поэтому очень важное значение приобретает введение к книге, автор которого (П. Хорлоо) дает подробную в методологически верную характеристику культурного наследия монголов в констатирует, что новейшая литература росла и развивалась, воспринимая демократические традиции своей дореволюционной культуры.. Выделены и качественно новые черты, отличающие литературу МНР от литературы феодальной Монголии. К таким чертам относится прежде всего становление социалистического реализма, как ведущего творческого метода современной монгольской литературы, а также появление новых и развитие старых литературных жанров, обогащение языка, формирование национальной филологической науки.
Победа принципов социалистического реализма в монгольской литературе неотделима от овладения мировым культурным наследием. Особенно активно монгольская литература взаимодействует с советской, потому что развивается в сходных с ней исторических условиях, при полном единстве взглядов на основные задачи литературы. Не случайно специальный раздел введения посвящен переводам произведений русской и советской литературы на монгольский язык.
Влияние советской культуры на формирование в Монголии литературы социалистического реализма было предопределено тем, что в самой Монголии, в особенностях ее экономической, общественно-политической, культурной жизни существовали необходимые предпосылки для творческого освоения советского опыта строительства социалистической культуры.
Первая глава книги сочетает общую характеристику монгольской литературы 20-30-х годов, анализ основных ее жанров и монографическое исследование творчества наиболее значительных писателей того времени (Д. Нацагдоржа, Ц. Дамдинсурэна, С. Буяннэмэха).
Автор главы С. Лувсанвандан справедливо отмечает, что главное идейное содержание литературы этих лет состояло в пропаганде революционных идей и критике феодально-теократического строя старой Монголии. «В литературе этого периода главное внимание обращалось на то, чтобы вооружить народ революционной идеологией, пробудить в нем дух активности, о котором говорил великий Горький», – пишет С. Лувсанвандан.
Революционная действительность и строительство социализма пробудили к жизни новую монгольскую литературу, развивающуюся на принципах социалистического реализма. В работе монгольских исследователей уделено внимание вопросу о своеобразии формирования социалистического реализма в литературе МНР. Процесс становления нового метода в монгольской литературе был осложнен рядом конкретных исторических обстоятельств; к сожалению, в «Очерках монгольской литературы» специфика этого процесса на монгольской почве освещена недостаточно.
Реализм литературы 30-х годов был в известной степени ограничен: увлечение описательностью шло в ущерб художественному осмыслению фактов, нередко давали о себе знать натуралистические тенденции. Особенно активным в литературе было обличительное, критическое по отношению к феодальному прошлому начало. Новое, положительное изображалось излишне прямолинейно. Положительный герой представал активным борцом за социализм; однако всестороннего – интеллектуального, нравственного, психологического – изображения его как личности в литературе того времени еще не было.
Вот почему метод монгольской литературы 30-х годов еще нельзя безоговорочно назвать методом социалистического реализма; в целом литература МНР не поднималась тогда до вершин социалистического искусства.
Это не означает, что в монгольской литературе того времени вообще отсутствовали произведения социалистического реализма. С. Лувсанвандан убедительно доказывает, что книги Д. Нацагдоржа и Ц. Дамдинсурэна можно считать первыми образцами монгольской литературы социалистического реализма.
Вторая глава работы посвящена литературе военных лет (1940-1947) в периода мирного строительства (1947- 1965). Если в первой части главы (Ц. Монх) дается общая оценка этого литературного периода, то автор второй, наиболее значительной по объему части (Д. Цэнд) ограничивается подробной характеристикой жанров и анализом творчества некоторых писателей (Д. Сэнгээ, Б. Ринчен, Ч. Ойдов).
Думается, однако, что констатация роста литературы вширь сама по себе еще не исчерпывает тех новых явлений, которые отличают монгольскую литературу последних двадцати лет. Богатый фактический материал этой главы дает основания сделать вполне определенные выводы, говорит о том, что монгольская литература вступила сейчас в новый этап своего развития.
Одна из отличительных черт литературы последних лет – ее тематическое многообразие. Особое внимание писателей привлекают сейчас проблемы труда, созидания, творчества. Монгольские писатели последних лет стремятся отобразить духовный облик современника, существо новых общественных отношений.
Новый характер приобретает образ положительного героя, который становится все многограннее. Возрос интерес монгольских писателей к исследованию процесса становления характера, логики поступков, строя мыслей и чувств человека.
В монгольской литературе последних лет уже есть немало достижений на этом трудном пути.
К положительным тенденциям в литературе 50-60-х годов следует отнести также развитие старых и появление новых жанров, разнообразие художественных стилей и писательских почерков (особенно в поэзии). Именно к этому периоду относится рождение романа, приобретающего все большее значение для монгольской литературы.
«Очерки монгольской литературы» отражают современный уровень развития литературоведческой науки МНР. Их появление служит одновременно и основой и стимулом для новых исследований, обобщающих важнейшие факты развития монгольской литературы новейшего времени.
г. Ленинград