№8, 1977/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Крупицы раздумий. Составитель И. Марков, публикация М. Яковлевой.

Все ручьи стремятся пробиться к морю, и чем больше таких попыток, тем вернее и ближе удача. Не важно, что их множество, важно видеть в каждом из них путь к морю. Точно так же обстоит дело я с мыслями, рвущимися к вершинам истины. Не всякий ручей, петляя и изнемогая, добирается до моря, так же как и не всякая мысль, плутая и путаясь, достигает подножия Истины. А добираться все-таки надо, пусть даже ценою гибели многочисленных безуспешных попыток.

«Все течет, все меняется» – это пока лишь «научное» прозрение-обобщение. Почему течет и меняется – вот откуда начинается философия.

Философия – единственная наука, обязанная делать открытые ею истины доступными и понятными для всех, чтобы служить тем самым философией-мировоззрением каждого. В противном случае вся ее деятельность – работа на холостом ходу, буксование.

Не всякий «философ» – мыслитель, так же как и не всякий мыслитель – мудрец.

Сознание для того и порождено Бытием, для того и существует, чтобы наилучшим образом организовывать («изменять», по Марксу) это бытие, иначе зачем же оно человеку?!

Бытие «преподносит», «учит», «наставляет», но учится, выбирает, предпочитает – сознание. Вот почему у одного и того же Учителя такие разные ученики.

Зачем так необходима нам истина? Истина предмета – чтобы овладеть им, истина жизни – чтобы делать ее по возможности счастливой, истина бытия – чтобы успешнее строить такую жизнь в нем.

Не потому популярные изречения истинны, что «стародавни», а потому дошли от стародавних времен до наших, что истинны.

Истина в позолоте не нуждается. От того что Евангелие обложили золотом, оно стало тяжелее лишь по весу, а не по значимости, привлекательней для глаз, но не поучительнее для ума.

Подлинные истины рождаются и открываются, а не заимствуются и не выучиваются.

Истинное и правильное пробивается только через борьбу с неправильным, ложным – как в душе отдельного человека, так и в истории человечества.

В условиях человеческого общежития одобрения заслуживают даже сами поиски истины, пусть даже неудачные, ибо они служат опытом-уроком для всех остальных ищущих. Даже тот, кто лишь обслуживает эти поиски, – и тот живет не напрасно.

Поэзия – это прикосновение к Истине Бытия – сердцем, чувствами, душой. Это – чувствование Мира, это – жизнь муками и радостями его самосозидания.

Искусство – выражение эмоционального (со знаком плюс и минус) отношения к Действительности, а отнюдь не нейтральное («объективное») изображение ее.

То, что наукой логически или фактически доказывается, искусством внушается.

Талант ценен не сам по себе, а своей способностью постигать Истину, служить Правде, И если он направлен на противоположное, то является лишь отравой, а не бальзамом. Все дело, следовательно, в том – на что нацелены наши науки и искусства, вся наша научно-художественная деятельность, вся наша жизнь.

И художник и публицист оцениваются по плодам своей деятельности: и тот и другой одинаково в чем-то убеждают свою аудиторию, только разными средствами. И вот это самое «в чем-то»и должно служить истинным критерием при оценке как того, так и другого. Не в таланте соль, а в его направленности.

Жизнь всего живого, и особенно человека, – это непрестанное вмешательство в деятельность Природы, ее перепланирование-переиначивание. Так в чью же оно пользу и кому во вред? Разве не обязан задаваться этим вопросом каждый мыслящий человек?!

Старость – выход на финишную прямую в жизненном состязании. И все дело сводится, следовательно, к тому, с какими показателями мы приходим к своему финишу. Наиболее высокими будут, конечно, лишь те, о которых думают и к которым готовятся еще задолго до старта.

Жизнь – непрерывная борьба «лучшего» с «худшим», иначе лучшего никогда не установишь.

Нужна непогрешимая «музыкальная» чуткость. Нужно жить так, чтобы никто об тебя не ушибался.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №8, 1977

Цитировать

Яковлев, А. Крупицы раздумий. Составитель И. Марков, публикация М. Яковлевой. / А. Яковлев // Вопросы литературы. - 1977 - №8. - C. 217-223
Копировать