№10, 1968/Обзоры и рецензии

Ключ к Стране Фантазий

Г. Гуревич, Карта Страны Фантазий, «Искусство», М. 1967, 175 стр.

Известна и понятна популярность научно-фантастической литературы: сочетание беллетристики и науки будит мысль, воспламеняет творческую фантазию, воспитывает стремление к исследовательскому поиску.

Многие тысячи людей всех возрастов и профессий совершают заманчивые путешествия в Страну Фантазий. Между тем до сих пор – по крайней мере у нас – не было хорошего путеводителя по этому краю. Несколько неплохих книг о научной фантастике ограничивались анализом творчества отдельных авторов или чисто литературоведческими вопросами истории жанра и его связей с научно-популярной и научно-художественной литературой.

Вышедшая недавно в издательстве «Искусство» книга «Карта Страны Фантазий» хороша в первую очередь тем, что, при всей глубине научного подхода к теме, она рассчитана на самого широкого читателя и в полной мере соответствует своему названию – действительно является для любителей фантастики «картой» этой малоизведанной страны.

Ее автора, писателя Г. Гуревича, известного своей научно-фантастической книгой о будущем коммунистическом обществе «Мы – из солнечной системы», сборником повестей «На прозрачной планете» и многими другими научно-фантастическими произведениями, мы узнаем здесь в новом качестве. «…Я решился написать эту книгу, рассказать, как я понимаю фантастику, проработавши в ней двадцать лет. Просто рассказать, где там познавательность, где занимательность и т. д…. Но необъятное не обнимешь, в небольшой книжке не скажешь все о кино и все о литературе. Поэтому заранее предупреждаю о том, чего здесь нет. Книга эта не обзор, не теория, не критический очерк. Это только путеводитель, это введение в размышление», – говорит в прологе к своей книге Г. Гуревич.

Скажем прямо: оговорка излишня; его книга – это и обзор, и развернутый критический очерк, и одна из первых советских теоретических работ по научной фантастике. Потому надо добавить: исследование Г. Гуревича интересно не только для массового читателя, но и для специалистов в этой области литературы.

Известно, сколь много споров возникает вокруг самой природы жанра научной фантастики.

Одни настаивают на том, что научная фантастика пишется в основном для детей и юношества и поэтому главная ее забота прививать своим читателям любовь к людям, к природе, к животному миру. Другие уверены, что самое главное заключается в том, чтобы фантастика дарила миру новые идеи, предвидела величайшие изобретения и открытия. Третьи убеждены в том, что научная фантастика должна показывать самый творческий процесс научного открытия. Четвертые говорят о гуманности научной фантастики, требуют, чтобы в книгах о будущем больше говорилось о гармоничности развития человека в индустриальном мире. Именно они ратуют за ветвь сирени в кабине космонавта. И так далее. На анализе всех этих (далеко не полностью здесь перечисленных) спорных, а порою и прямо противоположных мнений и суждений о научной фантастике строит свою книгу Г. Гуревич.

Книга, которая по существу является литературно-критической, читается с большим интересом. Для наглядности Г. Гуревич представил себе фантастическую страну в виде малоизученного, во многом еще таинственного и непознанного острова. Омывается остров двумя океанами: с одной стороны Литературным, с другой – Научным. В этом принципиальная сущность научной фантастики – жанра, в котором неразрывно связаны образное и научное мышление.

Литературным океаном остров Фантазий отделен от Стран Приключений, Сказки, Сатиры, а Научным – от научно-популярной литературы, социально-философских романов и книг о жизни ученых. Сам остров Фантазий словно продольным хребтом разделен горами Обоснований на две примерно равные половины. Все, что лежит от этого хребта в сторону Литературного побережья, – территория приключенческой, сатирической, психологической фантастики и близких к ней разновидностей. По другую сторону хребта – все, тяготеющее к науке; тут фантастика, говорящая о технике будущего, технические утопии, рассказы о новых идеях.

Г. Гуревич приходит к выводу, что в фантастике существует много разных разделов, в том числе познавательная фантастика (В. Обручев, «Плутония»), приключенческая (Н. Томан, «Мэйд ин…»), мечта о цели (Ж. Берн, «20 000 лье под водой»), новые идеи, показ техники будущего (М. Васильев и С. Гущев, «Репортаж из XXI века»), психологическая фантастика (О. Ларионова, «Леопард с вершины Килиманджаро»), сатирическая фантастика (К. Чапек, «Война с саламандрами»), антиутопия (Г. Уэллс, «Машина времени») и утопия (Т. Мор, «Утопия»). С условным разделением видов фантастики, которое предложено автором, можно, конечно, спорить. Сомнительно, например, отнесение романа И. Ефремова «Туманность Андромеды», наряду с «Утопией» Томаса Мора, к разделу «утопия». Научно-фантастический роман, пытающийся с научных позиций исторического материализма предсказать пути развития человеческого общества и одновременно с этим футурологически предвидящий последствия развития науки и техники, вряд ли может быть отнесен к утопии. Это скорее разновидность современной социальной научно-фантастической литературы.

Не совсем четко, на наш взгляд, проводится граница между разделами «мечта о цели» и «новые идеи». Как характерный пример первой разновидности Г. Гуревич приводит роман Жюля Верна «20 000 лье под водой», который ставил перед человечеством необходимую людям цель (в данном случае – создание подводной лодки). Такие произведения, считает автор, чаще всего по своему сюжету являются приключенческими. Типичный пример разновидности «новые идеи» – повесть Г. Альтова «Машина открытий». Здесь специфический критерий – уже не цель, нужная людям, а новизна, обоснованность идеи, и сюжет основывается на научных рассуждениях, которые сопровождаются демонстрацией и объяснением каких-то технических новинок. Ясно, что и фантастическое произведение, ставящее перед собой «нужную большую цель», – скажем, создание термоядерной электростанции, – может основываться на рассуждении и демонстрации, а произведения типа «новые идеи» – решаться через острый приключенческий сюжет.

Некоторые из упомянутых автором разделов, возможно, вообще следует вывести за границы Страны Фантазий. Например, раздел «техника будущего», который, по Г. Гуревичу, может быть представлен книгой М. Васильева и С. Гущева «Репортаж из XXI века». Книга сама по себе интересна, но не имеет никакого отношения к научно-фантастической литературе и является типичным научно-популярным произведением с элементами публицистики.

Однако дело не в этих спорных моментах. Г. Гуревич сумел – и в этом его главная удача – показать не то, что отделяет различные виды научно-фантастической и фантастической литературы друг от друга и от сказки, сатиры, научно-популярной литературы, а то, что их объединяет и взаимно обогащает. Поэтому автор смог на ста семидесяти пяти страничках небольшой по формату книги очень многое рассказать о фантастике: о зарождении жанра; о мифах И сказках – предшественниках этой литературы; о различии между фантастикой научной и ненаучной об утопиях и «антиутопиях»; о мистическом и реалистическом; о приемах и темах.

Еще одна отличительная особенность книги: в ней много говорится о фантастическом и научно-фантастическом кинематографе, причем говорится у нас по существу впервые.

Читатель получи» весьма последовательное представление о возникновении этого жанра в кино, его предвоенном развитии и современном состоянии. При этом довольно много говорится о научной фантастике в западном кино, где рассматриваемый жанр получил более широкое развитие, чем у нас. Книга удалась, и ее с полным основанием можно посоветовать прочесть всем. Даже тем, кто не любит фантастику. И может быть, после знакомства читателя с книгой Г. Гуревича научная фантастика приобретет новых друзей.

Цитировать

Мирлис, А. Ключ к Стране Фантазий / А. Мирлис // Вопросы литературы. - 1968 - №10. - C. 207-209
Копировать