№12, 1974/История литературы

Классика и принцип историзма (К спорам о Жигмонде Морице)

Речь пойдет о Жигмонде Морице, и даже не столько о Морице, сколько о предпринятых в последнее время попытках представить этого писателя духовным предтечей нынешнего поколения, либо, наоборот, объявить его эстетическую позицию устаревшей и вовсе не соответствующей пафосу социалистической литературы. В мою задачу не входит подробно анализировать здесь сложное творческое наследие Морица и завязывать спор с другими литературоведами, писавшими о нем; меня занимает прежде всего несомненное усиление интереса к его книгам и к его писательскому облику, отмечаемое в последние годы, причины этого явления и сущность процессов в современной венгерской литературе, которыми оно предопределено.

Кратко охарактеризую выявившиеся позиции. Хотя хорошо известно, что по своим общественным взглядам Мориц не был революционером, это не мешает многим, нашим молодым писателям объявлять творческое кредо Морица эталоном писательской «завербованности» и таким путем приходить к заключению, что именно Мориц является для нас живой, «работающей» классикой, тем примером, которому должны следовать писатели нашего времени.

Это одна точка зрения. Прямо противоположный ей взгляд на Морица высказал на страницах октябрьского номера «Критики» за 1972 год Рафиш Габор Хайду, чья статья привлекает внимание как принципиальностью постановки вопроса, так и последовательностью аргументации. По мнению Р. Г. Хайду, своего рода культ Морица, наблюдаемый в последнее время, чреват серьезными идейно-эстетическими опасностями. Дело в том, что в «общественно-историческом развитии общества» со времен Морица произошли существенные изменения, которые не могли не отразиться в литературе, изменив, в частности, и содержание такого понятия, как «завербованность» художника. Мориц, по мнению критика, не шел дальше «народно-национальной завербованности», разумеется, неприемлемой для писателя, живущего в социалистическом мире. Стало быть, сегодня Мориц, чьих творческих завоеваний Р. Г. Хайду вовсе не отрицает, уже не может указывать литературе магистральное направление ее развития.

Такова сущность заявивших о себе точек зрения. Скажем сразу: полемика вокруг Морица затрагивает принципиальные вопросы нашей духовной и культурной ориентации и по своему смыслу заметно шире периодически возникающих в литературоведении расхождений при оценке того или иного произведения выдающегося писателя. Попытаюсь сформулировать свой взгляд на проблему, но для этого мне придется сделать небольшой экскурс в историю литературы, поскольку я считаю, что и Р.

Цитировать

Кирай, И. Классика и принцип историзма (К спорам о Жигмонде Морице) / И. Кирай // Вопросы литературы. - 1974 - №12. - C. 227-231
Копировать