Классическая традиция в современном мире
Так была обозначена тема очередного коллоквиума в рамках Международной ассоциации литературных критиков (МАЛК), который проходил в начале октября прошлого года в Афинах и в котором от нашей страны участвовали Б. Бурсов, Ал. Михайлов и Н. Ржевская. Надо заметить, что для данной темы дискуссии трудно выбрать более подходящее место – ведь здесь, у подножия Акрополя, в научном центре, где занимаются медиевистскими и новоэллинскими исследованиями, сама атмосфера насыщена великим прошлым.
Участников коллоквиума приветствовал министр культуры и науки Константин Трипанис, открыл дискуссию вице-президент Афинской Академии Петрос Харис.
В своем вступительном слове Петрос Харис сказал, что тема коллоквиума представляется ему очень актуальной в связи с тем, что существует определенная неравномерность в культурном и техническом развитии народов. Мы все констатируем, продолжал он, насколько ограничены возможности технической цивилизации, которая, повышая требования человека, в то же время не может их полностью удовлетворить. С другой стороны, нельзя не удивляться долговечности тех ценностей, которые составляют духовную культуру человечества.
Дискуссия развертывалась по таким разделам, как понятие «классика» в различных культурах, прошлое и модернистская «революция», художественное выражение в современном мире и др.
Выступивший одним из первых К. Димарас (Греция) заявил, что главное в продолжении и развитии традиций классического искусства – это сохранение комплекса этических ценностей, который был выработан в античной Греции, который во многом определил современную этику и является одним из важнейших критериев при определении степени связи произведений современного искусства с классической традицией.
Оживленная дискуссия разгорелась вокруг определения классики. Г. Диас-Плаха (Испания) полагает, что понятие «классическое искусство» оставалось неизменным от Аристотеля до Буало и что изменения в его трактовке начались с романтизма, когда вслед за Гёте стали противопоставлять «здоровью» классики «болезнь» романтики, подхваченную символизмом и сюрреализмом.
С испанским ученым дискутировал Ж. Руссло (Франция), который считает неплодотворным четкое разграничение классического и романтического искусства и настаивает на идее их взаимопроникновения. В своем выступлении Ж. Руссло выдвинул проблему превращения в классику некоторых наиболее крупных явлений модернистского искусства, предложив в качестве конкретного примера творчество Пикассо.
М. Саболчи (Венгрия) считает необходимым точнее обозначить понятие «классика», поскольку в научном обиходе оно имеет по крайней мере три значения: 1) греческая и римская античная культура, 2) классицизм XVII -XVIII веков и неоклассицизм XIX века, 3) наивысшие эстетические достижения каждой национальной культуры.
И. Цветков (Болгария) остановился на характеристике болгарской национальной традиции, связывающей болгарскую литературу с греческой (через Византию), прерванной и восстанавливавшейся много веков спустя в творчестве наиболее крупных поэтов и романистов Болгарии уже в XX веке.
«Классика и романтизм в современном мире» – такова тема выступления Г. Кассиматиса (Греция). При всей сложности и условности противопоставления этих понятий он считает, что различать их следует, пользуясь при этом уже устоявшимися, хотя и неполными, определениями, которые есть в каждой энциклопедии: классицизм – это преобладание разума, романтизм – апофеоз чувства.
Г. Кассиматис полагает также, что начиная с XVIII века происходит смешение классицизма и романтизма, продолжающееся и поныне, а спор классицистов и романтиков в наш век превратился, по его мнению, в спор гуманитариев и представителей точных наук.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1977