№4, 2013/Заметки. Реплики. Отклики

К вопросу о прототипе главного героя рассказа Н. С. Лескова «На краю света»

Исчерпывающий ответ на вопрос о прототипе главного героя рассказа «На краю света», казалось бы, дал сам Н. Лесков в предисловии к другому своему произведению — повести «Владычный суд». Обвиняемый критиками за «тенденциозно вымышленных героев»1 в рассказе «На краю света», писатель подчеркивает, что в нем, напротив, «нет никакой тенденции и даже очень мало вымысла, а почти все — настоящее происшествие, весьма немного развитое только в некоторых деталях, и то по готовой канве» (XII, c. 264). Это происшествие якобы имело место с ярославским преосвященным Нилом (Исаковичем), который «сам рассказывал бывшее с ним» (XII, c. 264) известному промышленнику В. Кокореву, а тот, в свою очередь, передал услышанное писателю.

Эти объяснения автора были приняты в лесковедении без каких-либо существенных уточнений. Так, в комментариях к собранию сочинений Лескова в 12-ти томах, вышедшему в издательстве «Правда» в 1989 году, однозначно указывается на арх. Нила как на «главное действующее лицо рассказа» со ссылкой на приведенное выше замечание самого писателя (I, с. 468), по сути ничем более не подтвержденное и не проверенное.

Однако тот факт, что преосв. Нил действительно мог быть прототипом главного героя рассказа, вызывал сомнения еще у современников Лескова. Так, в «Иркутских епархиальных ведомостях» за 1877 было опубликовано следующее:

…как ни прямо и решительно указание г. Лескова на недавно почившего архиепископа Нила как героя рассказа, все, знавшие покойного, положительно скажут, что во всем рассказе нет ни одной черты сколько-нибудь на него похожей. Преосвященный Нил, в противоположность тому, что рассказывается о нем, когда служил в Сибири, слишком высоко смотрел на свое положение, и мы не знаем ни одного архиерея, который бы окружал себя такой толпою, как он, особенно во время своих редких поездок по епархии. Убеждения его, выражавшиеся в делах его, также хорошо всем известны, чтобы можно было найти в них хотя что-нибудь похожее на то, что ему приписывается в рассказе2.

Приведенное выше высказывание явно предвзято и ему не следует доверять полностью (как в свое время Лесков доверился рассказу Кокорева), хотя бы уже потому, что за 16 лет своего управления вверенной ему епархией архиепископ Нил выезжал для ее обозрения около 20 раз, то есть ежегодно, а иногда и дважды в год. Таким образом, его поездки никак нельзя было назвать «редкими». Намек на «известные» убеждения епископа также кажется весьма тенденциозным. Однако между рассказанной в «На краю света» историей и реальными обстоятельствами сибирского служения преосв. Нила действительно имеются существенные расхождения.

Буквальных совпадений не могло быть уже по той причине, что все поездки по епархии арх. Нил совершал в летние месяцы и на самом деле выезжал в сопровождении довольно многочисленной свиты и певчих. Единственная зимняя поездка состоялась в 1842 году, с 15 по 28 февраля. В РГИА нам удалось обнаружить неопубликованный путевой журнал, который владыка вел во время этого путешествия3. Но ездил преосвященный в Забайкальский край, к чикойским бурятам, а не в Якутскую «степь», и на пути никаких особенных происшествий, которые хотя бы отдаленно могли быть соотнесены с историей, описанной в рассказе, также не случилось.

Местом своего жительства лесковский рассказчик избирает маленький Якутский монастырь: «Особенно испытал на себе печать моего гневливого нетерпения бедный монастырек, который я избрал для своего жительства и при котором желал основать школу для местных инородцев. Расспросив чернецов, я узнал, что в городе почти все говорят по-якутски…» (I, c. 343). Резиденцией арх. Нила был богатый первоклассный Иркутский Вознесенский монастырь. Лесковскому же описанию соответствует, скорее, Якутский Спасский монастырь, в котором Нил бывал, но никогда не жил постоянно.

Лесковский рассказчик при помощи о. Кириака осваивает «молвь, такую бедную и немногословную, что ее едва ли можно и языком назвать» (I, c. 351). Преосв. Нил действительно занимался изучением инородческого языка, но это был бурятско-монгольский язык, слишком развитый и богатый, чтобы его можно было назвать «бедной молвью». И проповедовал на этом языке преосвященный преимущественно среди бурят, а не якутов и других северных племен.

Сюжетную основу рассказа «На краю света» составляет некий «анекдот на случай», который престарелый архиерей приводит своим слушателям как доказательство той мысли, что «народный дух наш, может быть, ближе к истине постиг внутренние черты Его [Христа] характера» (I, c. 339). Кульминационным в этом «анекдоте» является эпизод, когда проводник-туземец, которому просвещенный епископ изначально отказывал не только в искре Божьей, но и в человеческом облике, спасает его, рискуя собственной жизнью и являя тем самым идеал подлинно христианской любви к ближнему.

Имел ли место подобный случай в жизни преосв. Нила? Ответ на этот вопрос логичнее всего искать в сочинениях самого владыки. И не только в его научном труде «Буддизм», который упоминает в своем рассказе Лесков, но, прежде всего, в автобиографических «Путевых записках о Сибири»4.

Впервые «Путевые записки о Сибири» были напечатаны в то время, когда Нил был уже Ярославским архиепископом, в основанных им «Ярославских епархиальных ведомостях» в 1868-1869 годах. В 1869 же году они вышли отдельной книгой и, с существенными дополнениями, были переизданы в 1874 году. Таким образом, «Путевые записки» были опубликованы ранее рассказа Лескова, хотя и в непосредственной временной близости к нему, что само по себе не исключает возможности знакомства с ними писателя.

«Записки» арх. Нила — одно из лучших описаний Восточной Сибири того времени, в котором научный взгляд геолога и историка (в своем профессионализме несколько неожиданный для духовного лица) сочетается с тонким лиризмом и поэтичностью повествования.

  1. Лесков Н. С. Собр. соч. в 12 тт. Т. 12. М.: Правда, 1989. С. 264. Далее сноски на это издание даются в тексте в круглых скобках с указанием номера тома и страницы.[]
  2. С края света ответ г. Лескову на рассказ его «На краю света» // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1877. № 11 (12 марта). С. 142.[]
  3. РГИА Ф. 834 (Рукописи Синода). Оп. 2. № 1713. []
  4. Нил (Исакович), архиеп. Путевые записки преосвященного архиепископа Нила: В 2 частях. Ярославль: тип. Губ. земск. управы, 1874. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2013

Цитировать

Мельникова, С.В. К вопросу о прототипе главного героя рассказа Н. С. Лескова «На краю света» / С.В. Мельникова // Вопросы литературы. - 2013 - №4. - C. 451-462
Копировать