Н. В. Морженкова. Авангардистский эксперимент Гертруды Стайн: в поисках жанра
Любая попытка исследовать феномен Гертруды Стайн представляет собой весьма рискованное предприятие, автор которого вынужден балансировать между герметичностью стайновских текстов и необходимостью их обоснованной интерпретации, между авангардным литературным материалом, программно противопоставленным литературной традиции и словно бы «очищенным» от литературных влияний, и необходимостью определить его генезис. Н.Морженковой удачно избран жанровый ракурс, позволяющий увидеть в стайновском наследии нечто большее, чем плоды солипсистского экспериментирования. Монография оказывается в ряду исследований последнего времени, в которых достаточно убедительно продемонстрировано, что жанры остаются «ведущими героями» литературного процесса не только в «доромантические» эпохи, но и в XIX—XX веках. Таким образом, ставится под сомнение распространенное мнение, что со времен модернизма центральной фигурой литературного процесса становится не жанр, а автор.
В первой главе рассмотрены формы работы Стайн с романными конвенциями. Убедительно обнаружены генетические связи экспериментов в «Трех повестях» с поэтикой Флобера; вскрыты истоки стилистического своеобразия стайновской прозы (просторечие, вырванное из— ситуативности — с.12, 34, связь с «заумными считалками»— с. 70); остроумно подмечается, что в жанре детектива у Стайн разыскиваемым оказывается сам жанр (с.102). Вывод о том, что пародирование, травестирование и универсализация становятся главными приемами работы с романными моделями, а роман был центральным полем эксперимента Стайн в сфере жанровой поэтики, не вызывает сомнений.
Вторая глава посвящена жанру портрета и пейзажной драмы, с акцентом на их интермедиальной природе. Она убедительно вскрывает работу Стайн с глубинной жанровой «памятью» портрета и пейзажа, привлекавших ее своей бессюжетностью и атемпоральностью.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2013