№4, 1983/Гипотезы и разыскания

К творческой биографии Пушкина (Предисловие редактора)

Рубрика «Гипотезы и разыскания», которая вот уже несколько лет как введена в «Вопросах литературы», представлена на сей раз не совсем обычно: публикуется не одна статья, а несколько сравнительно небольших сообщений, объединенных, однако, общим предметом: все они касаются творчества Пушкина.

Подборка эта складывалась постепенно и сама собой, а когда сложилась – стала очевидной одна ее особенность, вовсе не неожиданная, напротив, отражающая уже привычную черту современного пушкиноведения. Речь идет не о содержании публикуемых материалов: они, как и все в этой рубрике, дискуссионны. Речь идет о составе авторов. О нем – а вернее, о сказывающемся в нем явлении – мне и хотелось бы, воспользовавшись поводом, сказать несколько слов.

Существует закон, редко имеющий исключения. Творческий, склонный к размышлениям человек, который однажды, намеренно или по случайности, глубоко заглянул в Пушкина, надолго – а часто и навсегда – как бы заболевает. Он ходит словно опоенный приворотным зельем. Это не просто литературный «интерес» или исследовательский азарт – это глубоко жизненная потребность; рано или поздно человек отдает себе отчет в том, что, занявшись Пушкиным, он прикоснулся к какой-то тайне бытия, и это еще больше разжигает его.

Так появляется пушкинист-энтузиаст – не филолог по образованию или основному занятию, сделавший изучение Пушкина (отнюдь не «изучение литературы» вообще!) своею второй профессией (включаю сюда также поэтов и писателей, пришедших в литературу из областей, далеких от филологии, и «вторгшихся» в пушкиноведение).

Такие «недипломированные» специалисты есть – их немало – и в других областях «персонального» литературоведения (они группируются, как правило, вокруг соответствующих музеев), – но масштаба явления или, если угодно, движения подобный никем не организованный энтузиазм достигает только в отношении Пушкина, Движение это по масштабам беспримерно в мировой культуре: насколько мне известно, ни в одной другой стране ничего похожего нет.

В середине 20-х годов Анна Ахматова – тогда еще новичок и «любитель» в пушкиноведении, – по свидетельству П. Лукницкого, «убежденно сказала:

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1983

Цитировать

Непомнящий, В. К творческой биографии Пушкина (Предисловие редактора) / В. Непомнящий // Вопросы литературы. - 1983 - №4. - C. 182-183
Копировать