К 50-летию создания Союза писателей СССР
Этот номер журнала посвящен 50-летию Первого всесоюзного съезда советских писателей. Съезд стал этапным событием, открывшим новый период в истории отечественной литературы. Более того, есть все основания утверждать, что он стал одним из крупнейших явлений мировой культуры: впервые было заявлено о рождении многонациональной, многоязычной, но единой по своей сути и задачам литературы, признавшей основным творческим методом социалистический реализм, который на общей идейно-творческой платформе объединил мастеров различных художественных направлений.
Партия дала писателю все права, кроме права писать плохо, – эти слова, прозвучавшие на Первом всесоюзном съезде советских писателей, можно считать одним из творческих девизов Союза писателей СССР, поскольку подготовка и проведение Первого съезда и создание писательского союза начались сразу же после публикации известного постановления ЦК партии «О перестройке литературно-художественных организаций» (от 23 апреля 1932 года), которое в свою очередь наследует идеи предшествующих партийных решений в этой области. И во все последующие годы партия неустанно заботилась о создании условий, способствующих дальнейшему развитию советской литературы и повышению идейно-художественного уровня литературных творений.
Известные постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», «О работе с творческой молодежью»,«О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства», материалы XXV и XXVI съездов КПСС, решения июньского (1983 г.), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, выступления Генерального секретаря ЦК КПСС тов. К. У. Черненко на встрече с избирателями и на заседании Комиссии по подготовке новой редакции ПрограммыКПСС являются документами, которыми СП СССР руководствуется в своей повседневной деятельности.
Вспоминая о Первом всесоюзном съезде советских писателей, невозможно не сказать о деятельности Алексея Максимовича Горького, чей вклад в подготовку и проведение съезда поистине трудно переоценить. Поэтому редакция при составлении, данного номера, естественно, сочла необходимым поместить подборку материалов, посвященных как творчеству основоположника советской литературы, так и личности первого председателя Союза советских писателей. При всем тематическом и жанровом различии этих статей: воспоминания Леонида Леонова, анализ традиций русской классики в творчестве Горького, публикации горьковских помет на книгах, к которым он обращался, готовясь к съезду, – на наш взгляд, эти материалы объединяются стремлением авторов показать нерасторжимость художественного и общественного начал в деятельности великого писателя, показать принципы, которыми руководствовался Горький при создании еще невиданного в истории творческого союза, принципы, которые унаследовала от него советская литература.
Объединение на общей идейно-концептуальной основе мастеров, испытывающих влияние различных традиций, пишущих на разных языках, придерживающихся разных творческих взглядов, было делом трудным и длительным. Не сразу возникли и сами понятия «советская литература», «социалистический реализм». Истинность этих понятий утверждалась в многочисленных и острых спорах, дискуссиях, полемиках. Ход трудного, но плодотворного, перспективного процесса консолидации советских писателей исследуется в статьях Г. Ломидзе и Р. Мустафина.
В решениях Первого всесоюзного съезда советских писателей намечена долгосрочная перспективная программа развития советской литературы, поставлены вопросы, остающиеся актуальными и по сей день. Именно на таких вопросах редакция журнала и стремилась сконцентрировать внимание при работе над номером.
Тема труда – одна из главнейших и непреходящих тем нашей литературы. Сегодня, в середине 80-х годов, в эпоху НТР, в условиях интенсификации производства один из аспектов этой темы можно сформулировать так: «Человек дела и дело человека». Обсуждению комплекса проблем, связанных с отношением литературы к личности делового человека, к самовыражению и самопроявлению личности в труде, посвящены выступления прозаиков – Д.Гранина, М.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.