John Michael Lennon. Norman Mailer: A Double Life
John Michael Lennon. Norman Mailer: A Double Life. N.Y.: Simon & Schuster, 2013. 960p.
Творчество Нормана Мейлера, одного из крупнейших представителей американской литературы XX—XXI веков, обладателя двух Пулитцеровских и Национальной литературной премии, автора «Нагих и мертвых» (1948), «Американской мечты» (1965) и манифеста американской контркультуры конца 1950—1960х годов, эссе «Белый негр» (1957), находится в центре американского литературоведения более полувека. Ему посвящены десятки книг, сотни статей, а первая монография о нем вышла еще до его пятидесятилетия1. Рецензируемую книгу Джона Майкла Леннона ждали давно, а то, что это первая биография писателя, появившаяся после его смерти, придает ей исключительную ценность.
Даже на таком внушительном фоне новая книга Джона Майкла Леннона, друга, редактора сборников статей, эссе писателя, его собеседника и соавтора, выглядит особенно значимой. Дело не только вобъеме книги, насчитывающей почти тысячу страниц. В полном соответствии с каноном литературной биографии Леннон создает свой собственный миф, утверждая, что именно этой книги ждал от него его герой: «…в конце 1970х гг. Мейлер сам просил меня написать его биографию» (p. 766).
В книге автор подробно перечисляет тех, кто помогал ему в ходе создания биографии, среди них члены семьи Мейлера и его детей. Самыми важными собеседниками оказались его последняя жена Норрис Черч Мейлер и сестра Барбара Вассерман, которые поделились с биографом не только своими воспоминаниями, но и материалами из семейного архива.
Выразительное название книги «Норман Мейлер: двойная жизнь» создает неизбежную интригу: автор будто обещает рассказать читателю о тайнах биографии своего героя, открыть те стороны его жизни, которые оставались за пределами чужого взгляда. Правда, заметим сразу, никаких особых тайн Леннон в действительности не раскрывает, поскольку одной из характерных примет жизни Мейлера была его акцентированная публичность, во многом способствовавшая созданию образа enfant terrible американской литературы и культуры.
Стремясь максимально кратко выразить всю неоднозначность и противоречивость характера писателя, Леннон обыгрывает его славу и бесславие, ни в коей мере не умаляя достоинств своего героя, не забывая при этом о его скандальной репутации, составлявшей немалую часть имиджа Мейлера. Конечно, для Леннона Норман Мейлер прежде всего — выдающийся писатель, создатель новых форм прозы и один из отцов «нового журнализма». Но объективности ради автор приводит и знаменитые сцены мейлеровских скандалов: он мог пырнуть свою жену ножом, в своих романах создавать аллюзии на этот случай, а впоследствии жениться еще четырежды; он вступал в переписку с хладнокровным убийцей и пытался способствовать его «литературной карьере», был готов полностью погрузиться в стихию протеста, участвуя в марше против войны во Вьетнаме, а потом написать об этом целый документальный роман. Желая показать всю многозначность жизненных амбиций Мейлера, одной литературой не ограничивающегося, автор подробно пишет о его политических устремлениях. Но следует согласиться, что политические проекты писателя оказались не менее яркими, чем его литературные сюжеты.
Впрочем, при всем внимании Леннона к этой стороне жизни Мейлера, наиболее интересным для него представляется творческий путь писателя. Неслучайно уже в прологе биограф начинает рассказ о том, как двадцатипятилетний прозаик обретает свое место в литературе, поднявшись на вершину славы после публикации романа «Нагие и мертвые». Он предоставляет слово самому писателю, вспоминающему об этом: «В моем случае писательский успех был «пойман на быстрине», где сталкиваются две волны, идущие с разных сторон. Вы смотрите на одну и совсем не замечаете другую, напрочь забыв о себе самом» (p. 4). Леннон подчеркивает характерную для Мейлера особенность: с одной стороны, «он жаждал славы и признания, с другой— испытывал отвращение к ним» (p. 3).
Сопереживая своему герою и пытаясь раскрыть особенности его внутреннего мира, автор не забывает о рутинной работе биографа, которая заключается в том, чтобы привести максимальное количество документально подтвержденных фактов и свидетельств. Любые события он описывает сквозь призму восприятия их Мейлером и его окружением. Он создает своеобразный роман о многочисленных масках одного из самых популярных персонажей литературной, культурной и политической жизни США конца 1940—2000х годов. Эта форма повествования очень напоминает технику, использованную Мейлером при создании его знаменитых документальных романов «Песнь палача» (1979) и «История Освальда. Американская загадка» (1996). Поэтому сама биография начинается с рассказа о семейной истории Мейлеров, впрочем не очень длинной: о рождении, встрече, недолгой совместной жизни и разводе родителей, о детстве и ранней юности Нормана и его сестры Барбары, вплоть до подробностей о сексуальных вожделениях тринадцатилетнего мальчика, окоторых ему както поведал сам Мейлер. Последнее не случайно. Таким образом биограф пытался выявить корни одной из постоянных сюжетных линий мейлеровкой прозы, столь смущавшей благопристойных американских критиков.
Тут же следует описание трех лет учебы на авиаинженером факультете Гарвардского университета (именно тогда начинает формироваться Мейлерписатель) и его армейской службы, довольно мирной, поскольку в отличие от героев своего романа молодой Мейлер избежал фронтовых будней, оказавшись на вполне спокойной должности повара. Отсутствие боевого опыта при написании «Нагих и мертвых» полностью компенсировало живое воображение, и известия о высадке союзников в Нормандии становились поводом для особых переживаний: «Моей первой реакцией было разочарование— я сам хотел быть на том берегу» (p. 62)— цитирует автор письмо Мейлера первой жене писателя, Беатрис Силверман. Прозу военного быта компенсирует страстное желание творить, остается время на чтение, в том числе книг Ф.С.Фицджеральда, и на обдумывание будущего романа, фрагменты которого он регулярно отправляет Беатрис.
Чем ближе рассказ биографа к тому времени, когда Мейлер становится знаменитым писателем, тем внимательнее он к его литературному творчеству, может быть, потому, что с середины 1950х годов Мейлер настолько на виду, что любой желающий может без труда добыть большую часть информации. Жизнь писателя к этому времени оказывается для биографа гораздо важнее жизни реального Мейлера.
Здесь Леннон достаточно прямолинеен: выделяемые периоды жизни прочно связаны с появлявшимися в эти годы произведениями писателя, а в названия глав включены прямые отсылки к заголовкам вперемежку с фактами биографии. Все та же история с «ножичком», получившая свое развитие в романе 1965 года, обозначена в названии соответствующей главы «Причинение телесного вреда и американская мечта». Этот же подход присутствует в названиях других глав: «Олений заповедник», «Личное повествование от третьего лица: армии ночи и все, что было после», «Курс на биографии», «Ближе к смерти: Гилмор и Эбботт», «Фараоны и крутые парни», «Незаконченный собор: призрак проститутки». Не следует, однако, думать, что биограф обращает внимание только на эти тексты, поскольку не менее подробно он говорит и о других, возможно в силу меньшей выразительности названий в заголовки не попавших. Добавим, что он рассматривает в книге все Мейлером написанное, включая мелкие заметки и проходную публицистику. Впрочем, ряд вопросов все же остается, скажем, последние романы Мейлера отдельных глав так и не удостоились, хотя масштаб этих произведений и их художественная значимость сомнений не вызывают2.
По-видимому, отсутствие главы, посвященной «Замку в лесу» (2007), объясняется тем, что автор воспринимает этот роман как ключевой и отсылки к нему рассыпаны по всей книге, начиная с первых страниц: «…фигура Гитлера волновала писателя с девяти лет» (p. 21). Роман был закончен незадолго до смерти Мейлера, немалое место занимают в нем русские сцены (сюжет о коронации Николая II, который «на несколько глав уводит читателя от Гитлера», p. 741), поскольку главным персонажем второй книги планируемой трилогии должен был стать Григорий Распутин, чей образ, по словам самого Мейлера, идеально дополнил бы тему борьбы Бога и дьявола: Распутин— «типичный мейлеровский персонаж— харизматичный и пьющий, эмоциональный, насквозь пропитанный сексуальным вожделением, «святой черт», без труда перебравшийся из цыганского табора в царский дворец» (p. 741).
Примечательно, что автор не чурается обыденных деталей жизни Мейлера. Рассказ о «славе» и «бесславии» дополняется пейзажами Провинстауна, изображением того, как художник, к примеру, пьет утренний кофе, топит в алкоголе горечь от редакторской оценки своего третьего романа, затягивается «косячком» и слушает джаз, вновь представая не литературным гением, а живым человеком из плоти и крови со всеми свойственными ему недостатками. Вероятно, по задумке Леннона, это еще одна точка, в которой сходятся разные стороны жизни Нормана Мейлера.
Леннон не может не упомянуть и о том, что его герою было крайне жаль обещанных читателю, но так и не написанных романов. Так, он страшно хотел включить призрака проститутки в число действующих лиц «Замка в лесу», посвятив ему хотя бы одну главу. Последние две сотни страниц Мейлер— это «уставший бунтарь», а биография приобретает черты не лишенной сентиментальности книги об ушедшем друге. Но в целом перед нами— тип литературной биографии, основывающийся на документе и факте. Именно подобного рода тексты— главное подспорье для литературоведа, рассчитывающего по-новому взглянуть на творчество знаменитого писателя.
Екатерина ЧЕРНЕЦОВА
Высшая школа экономики
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2016