№2, 2016/Книжный разворот

John Michael Lennon. Norman Mailer: A Double Life

John Michael Lennon. Norman Mailer: A Double Life. N.Y.: Simon & Schuster, 2013. 960p.

Творчество Нормана Мейлера, одного из крупнейших пред­ставителей американской литературы XX—XXI веков, обладателя двух Пулитцеровских и Национальной литературной премии, ав­тора «Нагих и мертвых» (1948), «Американской мечты» (1965) и манифеста американской контркультуры конца 1950—1960­х го­дов, эссе «Белый негр» (1957), находится в центре американского литературоведения более полувека. Ему посвящены десятки книг, сотни статей, а первая монография о нем вышла еще до его пяти­десятилетия1.  Рецензируемую  книгу  Джона  Майкла  Леннона ждали давно, а то, что это первая биография писателя, появившая­ся после его смерти, придает ей исключительную ценность.

Даже на таком внушительном фоне новая книга Джона Майкла Леннона, друга, редактора сборников статей, эссе писателя, его собе­седника и соавтора, выглядит особенно значимой. Дело не только вобъеме книги, насчитывающей почти тысячу страниц. В полном соответствии с каноном литературной биографии Леннон создает свой собственный миф, утверждая, что именно этой книги ждал от него его герой: «…в конце 1970­х гг. Мейлер сам просил меня напи­сать его биографию» (p. 766).

В книге автор подробно перечисляет тех, кто помогал ему в хо­де создания биографии, среди них члены семьи Мейлера и его де­тей. Самыми важными собеседниками оказались его последняя жена Норрис Черч Мейлер и сестра Барбара Вассерман, которые поделились с биографом не только своими воспоминаниями, но и материалами из семейного архива.

Выразительное  название  книги  «Норман  Мейлер:  двойная жизнь» создает неизбежную интригу: автор будто обещает расска­зать читателю о тайнах биографии своего героя, открыть те сторо­ны его жизни, которые оставались за пределами чужого взгляда. Правда, заметим сразу, никаких особых тайн Леннон в действи­тельности не раскрывает, поскольку одной из характерных при­мет жизни Мейлера была его акцентированная публичность, во многом способствовавшая созданию образа enfant terrible амери­канской литературы и культуры.

Стремясь максимально кратко выразить всю неоднозначность и противоречивость характера писателя, Леннон обыгрывает его славу и бесславие, ни в коей мере не умаляя достоинств своего ге­роя, не забывая при этом о его скандальной репутации, составляв­шей немалую часть имиджа Мейлера. Конечно, для Леннона Нор­ман Мейлер прежде всего — выдающийся писатель, создатель но­вых форм прозы и один из отцов «нового журнализма». Но объек­тивности ради автор приводит и знаменитые сцены мейлеровских скандалов: он мог пырнуть свою жену ножом, в своих романах соз­давать аллюзии на этот случай, а впоследствии жениться еще че­тырежды; он вступал в переписку с хладнокровным убийцей и пы­тался  способствовать  его  «литературной  карьере»,  был  готов полностью погрузиться в стихию протеста, участвуя в марше про­тив войны во Вьетнаме, а потом написать об этом целый докумен­тальный роман. Желая показать всю многозначность жизненных амбиций Мейлера, одной литературой не ограничивающегося, ав­тор подробно пишет о его политических устремлениях. Но следу­ет согласиться, что политические проекты писателя оказались не менее яркими, чем его литературные сюжеты.

Впрочем, при всем внимании Леннона к этой стороне жизни Мейлера, наиболее интересным для него представляется творческий путь писателя. Неслучайно уже в прологе биограф начинает рассказ о том, как двадцатипятилетний прозаик обретает свое место в лите­ратуре, поднявшись на вершину славы после публикации романа «Нагие и мертвые».

  1. Leeds B. The Structured Vision of Norman Mailer. N. Y.: PBS, 1969. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2016

Цитировать

Чернецова, Е. John Michael Lennon. Norman Mailer: A Double Life / Е. Чернецова // Вопросы литературы. - 2016 - №2. - C. 396-399
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке