Из новых материалов об авторе «Цусимы». Сообщение В. Красильникова
- ПЕРВАЯ СТАТЬЯ А. НОВИКОВА-ПРИБОЯ
СООБЩЕНИЕ В. КРАСИЛЬНИКОВА
В автобиографии, опубликованной в 1926 году, А. Новиков-Прибой написал: «Первая моя статья, в которой я призывал матросов посещать воскресные школы, была напечатана в «Кронштадском Вестнике». Это меня окрылило. Я начал мечтать о литературной деятельности». Такое признание он повторил и в более развернутой автобиографии. Учитывая свидетельство писателя, исследователи его творчества издавна ссылались на факт публикации статьи, но не могли указать, в каком номере газеты она была помещена. Эту статью «искали» и авторы диссертаций о А. Новикове-Прибое, защищенных за последние годы. И все-таки, несмотря на то, что комплекты газеты «Кронштадский вестник» за 1901 – 1903 годы в полной сохранности имеются в библиотеке имени В. И. Ленина в Москве, статьи о воскресных школах, подписанной матросом А. Новиковым или каким-нибудь псевдонимом, никем не было обнаружено.
Изучая комплекты «Кронштадского вестника» для воссоздания обстановки первых лет матросской службы Алексея Новикова, я наткнулся на безымянную заметку, напечатанную в отделе хроники газеты за N 116 (5117) от 3 октября 1901 года, озаглавленную «Начало занятий в воскресной школе». Вот ее полный текст:
«В воскресенье 30 сентября, в воскресной школе при Доме Трудолюбия начались занятия.
Перед началом занятий, в 2 часа, священником А. Шильдским был отслужен молебен, на который собрались учащий персонал вместе с заведующим школой В. И. Ивашинцевым и учащимися. После молебна учащиеся были распределены по группам и размещены в обоих классах и в помещении канцелярии для занятий.
Всего учащихся записалось и принято около 150 человек; запись продолжалась и в день открытия школы, так как желающих заниматься много.
Все учащиеся разбиты на девять групп по возрасту и по степени знаний.
Возраст учеников колеблется от 10 до 55 лет; преобладающим элементом являются подростки от 13 до 16 лет. Взрослые составляют отдельный класс и в свою очередь разбиты на группы.
Запросы и требования учащихся, в особенности взрослых, разнообразны. Мотивов, побудивших идти в школу и учиться, столько, сколько и душ!
Конечно, у всех на первом плане пополнение знаний, которые забыты, потеряны…
В воскресную школу не стыдно прийти взрослому неграмотному: здесь все равны, здесь ни один подросток не позволит себе посмеяться над пожилым человеком, пришедшим учиться азбуке и складам, и если не умом, так сердцем сумеет почувствовать всю духовную красоту этого стремления.
Идеальное стремление к знанию, жажда знаний также вовсе не чужды этой пестрой толпе: она пришла сюда в надежде послушать хорошую умную книжку или живой рассказ об интересном предмете…
Многие просто не попали в школу – как это печально! и не желают терять дорогого времени.
Среди матросов можно заметить тяготение к математике, алгебре, геометрии.
При школе есть библиотека, из которой учащимся дают книги на дом для чтения. Для взрослых предполагается устраивать занятия по четвергам – от 6 до 8 часов вечера.
Учащий персонал школы состоит пока из десяти человек».
Есть все основания полагать, что эта заметка и есть та самая первая статья, о которой сообщал писатель в своей автобиографии. Очевидно, она прошла редакторскую правку, статистические сведения об учащихся могла датьадминистрация воскресной школы. И все-таки заметка сохранила не только обороты речи, характерные для матроса А. Новикова в ту пору его жизни, в ней осталось главное, о чем вспомнил автор «Цусимы» в советские годы: призыв к матросам посещать воскресные школы, страстная пропаганда знаний, стремление приобщить к ним своих товарищей.
Принадлежность заметки «Начало занятий в воскресной школе» перу матроса Алексея Новикова, на наш взгляд, подтверждается и тем, что сказано в ней о матросах: «Среди матросов можно заметить тяготение к математике, алгебре и геометрии». Такую тягу к точным знаниям мог подметить лишь СВОЙ ЧЕЛОВЕК, товарищ, живущий теми же интересами. Этой тяги еще не мог увидеть преподавательский состав школы, ибо заметка была опубликована в самые первые дни занятий, когда «лицо» слушателей еще не определилось.
Следует обратить внимание и на большое совпадение аргументации и стиля заметки с другой статьей, написанной матросом А.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1957