№11, 1966/Обзоры и рецензии

История кабардинской литературы

«Очерки истории кабардинской литературы». Редколлегия: Дж. Коков, З. Налоев (ответств. редактор), П. Шевлоков, Кабардино-Балкарское книжное изд-во, Нальчик, 1965, 351 стр. (на кабардинском языке).

В последние годы почти одновременно появился ряд книг, посвященных истории литератур народов Северного Кавказа: «Становление карачаевской литературы» А. Караевой, «Черкесская советская литература» Л. Бекизовой, коллективный труд «Очерк истории чечено-ингушской литературы». Совсем недавно вышли в свет «Очерки истории кабардинской литературы». В республиках Северного Кавказа выросли кадры литературоведов, критиков, историков литературы, сочетающих знание языка я обычаев своего народа с хорошей теоретической подготовкой, и это позволяет говорить о названных книгах без скидок на молодость национального литературоведения, тем более что «Очеркам» предшествовали монографии о творчестве основоположников кабардинской литературы Али Шогенцугова и Бекмурзы Пачева, исследования, посвященные отдельным жанрам кабардинской литературы, талантливая книга Х. Теунова «Литература и писатели Кабарды» и др.

И все же, несмотря на наличие этих трудов, некоторые важнейшие вопросы авторскому коллективу предстояло разрешить впервые, и надо сразу сказать, что он во многом успешно справился со стоявшими перед ним задачами.

На наш взгляд, «Очерки» наглядно отражают сегодняшнее состояние литературоведения не только в Кабардино-Балкарии, но и вообще на Северном Кавказе; их достижения и просчеты поучительны. В книге собран огромный фактический материал, представлен процесс развития кабардинской литературы, смены и преемственности жанров.

«Очерки» открывает глава об адыгском фольклоре. Это закономерно: ведь без исследования художественной специфики родного фольклора воссоздание истории той или иной литературы и определение ее национального своеобразия не может быть полным, исчерпывающим. Между тем кабардинский фольклор во всем его объеме – как один из истоков родной литературы – еще не был предметом специального исследования. Адыги – общее самоназвание ряда народностей, живущих на Северном Кавказе и представляющих этническое и языковое единство, – адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Длительное время кабардинцы, адыгейцы, черкесы составляли единое целое; их объединяла общность исторических судеб, тесные экономические связи, единство обычаев и бытового уклада. В период этнического единства адыгов ими была создана устная народная словесность с общей тематикой, общим идейно-художественным содержанием, единой поэтикой. Автор главы А. Шортанов совершенно справедливо говорит об общеадыгской эпической культуре. Он дает периодизацию адыгского народного творчества, характеризует его жанры, касается вопросов поэтики. И все же нам представляется, что художественную природу фольклора адыгов следовало раскрыть обстоятельнее, – ведь изучение этой стороны устного народного творчества имеет особенно большое значение при исследовании истории литературы.

Вторая глава «Очерков» посвящена малоразработанному и очень сложному периоду в истории адыгской культуры и литературы – творчеству адыгских просветителей и писателей XIX и начала XX века (автор – И. Тресков). Известно, что в связи с пробуждением национального самосознания у народов Северного Кавказа выдвинулась целая плеяда просветителей-энтузиастов, отличительной чертой которых была своеобразная «энциклопедичность». Они были учителями, создателями первых национальных алфавитов и писателями, писавшими на русском языке. Сейчас хорошо известны имена таких адыгских просветителей, как Шора Ногмов, Адиль Гирей Кешев (Каламбий), Султан Хан-Гирей, Султан Крым-Гирей, Юрий Кази-Бек (Ахметуков), Казн Атажукин, Паго Тамбиев. Однако глубокое, всестороннее изучение их просветительской деятельности и литературного творчества только начинается, – кроме обстоятельных работ И. Трескова о Шоре Ногмове и Л. Голубевой о Кешеве (Каламбии), ничего нет.

Глава, написанная И. Тресковым для «Очерков», – пока первая и единственная попытка осветить это сложное и многообразное явление в целом. Она основана на большом фактическом материале, содержит свою концепцию истории дореволюционной литературы адыгов. Но, с нашей точки зрения, пока еще нет достаточных оснований столь категорически утверждать наличие у адыгов художественной дореволюционной литературы, создававшейся на русском языке. Ведь понятие литературы сложнее, чем наличие ряда авторов, объединенных национальным признаком, общей тематикой и т. д. Кроме того, деятели адыгского просвещения сильно различаются и в идейном и в эстетическом отношении, и эту несхожесть их следовало бы подчеркнуть, а не просто перечислить их всех в одном ряду. Недостаточно проанализировано именно художественное творчество адыгских просветителей.

Творчество Султана Хан-Гирея, Адиль-Гирея и Крым-Гирея охарактеризовано весьма кратко, а о произведениях такого замечательного художника, каким был Адиль Гирей Кешев (Каламбии), даже не упоминается.

Желательно, чтобы при подготовке «Очерков» к изданию на русском языке основное внимание было уделено анализу художественного творчества адыгских просветителей и показу его своеобразия и качественных отличий на разных этапах – от псевдоромантических описаний до становления реалистического метода в их творчестве.

В целом же можно сказать, что глава о дореволюционной литературе адыгов имеет принципиальное значение для исследователей родственных кабардинской, адыгейской и черкесской литератур, а также и для литератур других народов Кавказа, в истории культуры которых аналогичное явление – художественная литература просветителей – имело место, но изучение ее еще только начинается.

Вторая часть книги посвящена, истории советской кабардинской литературы. Из обзорных очерков наиболее удачными представляются главы: «Первые шаги кабардинской литературы» (автор – З. Налоев) «»Послевоенная кабардинская поэзия» (автор – М. Сокуров). Работа З. Налоева воссоздает процесс зарождения кабардинской письменной литературы на родном языке. Следует заметить, что до последнего времени наши представления о первом периоде развития национальной литературы были очень неполны. Дело в том, что в 1937 году погибли виднейшие представители кабардинской культуры и литературы: старейший поэт и педагог, автор целого ряда книг для детей и учебных пособий Тута Борукаев; замечательный поэт, один из зачинателей письменной литературы, написавший первую кабардинскую пьесу, Пшикан Шекихачев; талантливый критик и прозаик Джансох Налоев; поэты Мухамед. Афаунов, Мачраил и Абдул Пшеноковы; прозаики Зелимхан Максидов и Сосруко Кожаев. Исследователям кабардинской литературы пришлось проделать огромную работу, восстанавливая произведения этих писателей.

В работе З. Налоева интересно охарактеризован читатель тех лет, что весьма обогащает наши представления о духовной культуре кабардинцев в послереволюционные годы, об атмосфере, в которой зарождалась кабардинская советская литература.

Работа М. Сокурова верно отражает основные тенденции послевоенной кабардинской поэзии. Исследователь показывает, что внесли и вносят в национальную литературу поэты Алим Кешоков, Бетал Куашев, Адам Шогенцуков и др. Особенно интересны наблюдения над произведениями молодого поколения кабардинских поэтов: Заура Налоева, Зубера Тхагазитова, Кашифа Эльгарова и др.

Другие обзорные главы содержат характеристику литературы второй половины 30-х годов, литературы военных лет, послевоенной прозы и драматургии, литературы последнего десятилетия. В разделе о литературе военных лет хорошо было бы более четко охарактеризовать основные жанры кабардинской литературы, сделать выводы об особенностях развития литературы того периода и на конкретном материале исследовать влияние русской советской литературы, – в те годы оно было особенно сильным.

Главе о послевоенной кабардинской прозе не хватает проблемности, она построена по авторско-тематическому принципу. Игнорируется одна из главных особенностей кабардинской прозы последних лет – психологизм, достаточно определенно проявившийся в произведениях молодых писателей Ахметхана Налоева, Заура Налоева, Султана Кушхова и др.

В разделе о послевоенной драматургии хорошо было бы проследить особенности зарождения и эволюции жанров драматургии в родной литературе.

В монографических главах, посвященных творчеству виднейших кабардинских писателей и поэтов Бекмурзы Пачева, Али Шогенцукова, Алима Кешокова, Аскерби Шортанова, Адама Шогенцукова, Амирхана Шомахова, Хачима Теунова, Бетала Куашева обстоятельно анализируется их роль в развитии кабардинской литературы.

Громадное значение творчества Б. Пачева для кабардинской литературы общепризнанно. Творчество этого «чудесного самородка» (как назвал его М. Горький) представляет собой своеобразный переходный этап от фольклора к литературе и ставит перед исследователем ряд интересных проблем.

Не все проблемы творчества Б. Пачева нашли свое отражение в критике. Недостаточно еще исследована связь его творчества с фольклором, с одной стороны, и художественной литературой – с другой. Ценность работы А. Шортанова именно в том и состоит, что она в значительной мере восполняет этот пробел.

Талантливо написана глава о творчестве Алима Кешокова. Автор ее – М. Сокуров – убедительно показывает, что лирическая поэзия в кабардинской литературе берет начало именно в творчестве Алима Кешокова.

Уделив основное внимание анализу поэзии Алима Кешокова, автор очень мало говорит о его романе «Чудесное мгновение». Между тем роман этот заслуживает самого пристального внимания исследователя истории кабардинской литературы по двум причинам: во-первых, он позволяет говорить об особенностях жанра романа в младописьменной литературе и, во-вторых, проследить значение и роль традиций фольклора, в частности народного героического эпоса, в формировании прозаических жанров письменной литературы.

К числу наиболее удачных относится и монографическая работа, посвященная творчеству безвременно ушедшего талантливого поэта Бетала Куашева. Она написана З. Налоевым.

Бетал Куашев много сделал для развития кабардинской литературы. Он – автор великолепных лирико-философских стихотворений, где искренность и глубина чувств соединяются с широтой философских обобщений.

Творчество Куашева мало изучено. Исследование З. Налоева – первая серьезная научная работа о нем. В монографии убедительно раскрыт новаторский характер поисков Куашева. Говоря о своеобычности поэта, исследователь не забывает и о творческих связях его с предшественниками: Б. Пачевым, А. Шогенцуковым и другими художниками. Весьма интересны наблюдения и выводы исследователя, касающиеся таких вопросов, как национальное и интернациональное в творчестве поэта, система изобразительных средств, индивидуальный почерк и стиль и т. д.

Менее удачным оказался раздел о творчестве основоположника кабардинской советской литературы Али Шогенцукова (автор – А. Хакуашев). На наш взгляд, в нем недостаточно четко показана роль Шогенцукова в истории кабардинской литературы, в развитии национальной художественной мысли. Недостаточно раскрыт образный мир поэзии Шогенцукова, его художническое видение, то есть то, что сделало Али Шогенцукова классиком кабардинской литературы. Досадно мало сказано о художественных особенностях поэзии Шогенцукова, а ведь его поэмы оказали значительное влияние на дальнейшее развитие кабардинской литературы.

Монографические очерки, посвященные творчеству Аскерби Шортанова, Адама Шогенцукова, Хачима Теунова, Амирхана Шомахова, Амирхана Хавпачева, важны прежде всего тем, что это первые и пока единственные монографические работы об этих писателях. Они создают довольно четкое представление об индивидуальности каждого из писателей и определяют их место в истории кабардинской литературы. Естественно, что авторы не могли охватить всего многообразия проблем, возникающих при анализе их творчества. И все-таки некоторые пропуски очень досадны. Так, например, в разделе об Амирхане Хавпачеве, замечательном народном певце и сказителе, отсутствует анализ его рассказов, созданных им в своеобразном сотрудничестве с Адамом Шогенцуковым. Между тем эти рассказы дают интересный материал для исследования такой важной проблемы, как взаимодействие фольклора и литературы в период, когда национальная письменная литература достигла значительных успехов в своем развитии.

К сожалению, не подчеркнуто особое значение последнего десятилетия в истории кабардинской литературы, отмеченного появлением таких зрелых произведений, как романы А. Шортанова «Горцы» и «Чудесное мгновение» А. Кешокова, психологические рассказы молодых прозаиков Заура Налоева, Ахметхана Налоева и других, как поэтическая книга А. Кешокова «Согретые камни» и др.

Есть в «Очерках» и одна – чисто редакционная – недоработка. При сопоставлении обзорных и монографических глав обнаруживаются иногда ничем не обоснованные и ненужные повторы или, наоборот, противоречия.

«Очерки» не только своеобразный отчет о работе кабардинских литературоведов, но и свидетельство того, что авторскому коллективу по плечу задача создания «Истории кабардинской советской литературы».

г. Нальчик

Цитировать

Кажаров, Х. История кабардинской литературы / Х. Кажаров, А. Алиева // Вопросы литературы. - 1966 - №11. - C. 212-215
Копировать