№9, 1982/Жизнь. Искусство. Критика

Историческая поэтика: основные направления исследований

1

Названия наук нередко полностью совпадают с наименованием объекта их изучения. Так, например, слово «история» характеризует одновременно науку и процессы развития общества, являющиеся предметом ее исследований. В равной мере это относится и к поэтике. Понятие это обозначает и науку, и определенные свойства литературных явлений, которые она изучает.

Вопросы поэтики – в том и другом значении слова – очень давно, начиная с древнего мира, стали привлекать к себе пристальное внимание ученых и писателей. И это естественно. Художественное творчество, развитие литературы нуждаются в теоретическом осмыслении и обобщении. Нередко результаты такого рода обобщений были весьма значительными. В этой связи нельзя не вспомнить «Поэтику» Аристотеля, к которой мы часто обращаемся и сегодня.

Долгое время поэтики были описательными и одновременно нормативными. В разных регионах, в различные эпохи их было создано большое количество. Наибольшую известность из них в новое время получила поэтика Буало, которая с известной точки зрения и в наши дни представляет несомненный интерес.

XIX век принес с собой мощное развитие исторических исследований литературы, породил стремление рассмотреть с исторической точки зрения поэтические средства, виды и роды, охарактеризовать их эволюцию, породил стремление заложить основы исторической поэтики. Замечательные исследования Александра Веселовского, его поиски и достижения составляют целый этап в истории нашей науки. Вместе с тем, как хорошо известно, Веселовскому не удалось осуществить свой замысел – создать единую всеобщую поэтику, охватывающую широчайший круг литературных явлений.

Тут сказались недостатки тех теоретико-методологических принципов, из которых исходил ученый.

Недостатки эти выразились прежде всего в обособленном рассмотрении различных поэтических видов и форм, в известной атомизации художественных средств. Такой подход существенно затруднял целостное раскрытие их формирования и развития. Однако дело не только в этом. Думается, что реализация идей столь крупного масштаба была просто не под силу одному исследователю, даже такому выдающемуся ученому, каким был Александр Веселовский.

В послереволюционные годы исследования по поэтике интенсивно развивались, сначала преимущественно в русле формального метода. Исследования эти, при наличии в них несомненных завоеваний, в немалой степени были противопоставлены принципам историзма. При всем том воздействие самого историко-литературного материала нередко ощутимо проявлялось и в работах сторонников формального метода, приводя к интересным конкретным наблюдениям и выводам.

В конце 30-х, во второй половине 40-х и в 50-е годы круг исследований по поэтике существенно сузился, наступил известный застой. Однако в последние три десятилетия интерес к разработке проблем поэтики снова заметно усилился. Серьезное внимание исследователей привлекают сейчас вопросы исторической поэтики, разрабатываемые как на материале русской, так и зарубежных литератур. В этот период появились фундаментальные труды В. Виноградова, Д. Лихачева, ценные исследования Г. Фридлендера, Е. Мелетинского, С. Аверинцева, М. Гаспарова, О. Фрейденберг, М. Стеблин-Каменского, Ю. Манна, М. Полякова, С. Шаталова и др. Работы советских ученых последних десятилетий составляют важную предпосылку для современного систематического и целеустремленного освещения проблем исторической поэтики. Естественно, что при этом нам необходимо учитывать зарубежный научный опыт. В ином плане, чем у нас, исследования, заслуживающие внимания, ведутся в Польше, во Франции, в ФРГ. При этом следует отметить, что многочисленные работы по поэтике, публиковавшиеся до последнего времени в различных зарубежных странах, находились под сильным воздействием идей структурализма. По своим исходным позициям, по общему своему содержанию они чаще всего не только чужды принципам историзма, но и противопоставлены им.

Второй существенной предпосылкой для построения исторической поэтики как единого целого является близящееся завершение девятитомной «Истории всемирной литературы». В ней дается то обобщение процессов исторического развития литератур разных стран и народов, которое может и должно стать основой для новых плодотворных изысканий, касающихся эволюции поэтических средств, видов и родов.

Разумеется, в самой «Истории всемирной литературы» эти свойства и особенности литературного процесса так или иначе затрагиваются. Однако в силу самой структуры этого труда их рассмотрение не может занимать сколько-нибудь значительного места. А главное, в нем не содержится анализа внутренних связей между отдельными видами, способами художественного раскрытия мира, анализа исторических закономерностей развития этих видов и способов в их определенной целостности, так же как и в их противоречиях.

Вместе с тем история всемирной литературы отчетливо выявляет общую перспективу развития поэтического сознания, его эволюции, без постоянного учета которой трудно создать подлинно научную историческую поэтику. При этом следует заметить, что и сама история литературного творчества остается неполной, односторонней до тех пор, пока широко не исследованы пути и формы художественного освоения действительности. Опираясь на историю литературы, историческая поэтика существенно обогащает познание всемирного литературного процесса.

И наконец, третья предпосылка для исследований по исторической поэтике состоит в том, что постепенно складывается целый коллектив ученых, который проявляет живой интерес к проблемам поэтики.

Относительно содержания предмета поэтики, в том числе исторической, существуют различные точки зрения. В своих исследованиях по исторической поэтике А. Веселовский на первый план выдвигал изучение стиля, поэтического языка, литературных сюжетов, а затем уже исследовалась «историческая последовательность» поэтических родов.

Характеризуя объект поэтики, В. Виноградов рассматривал ее как науку «о формах, видах, средствах и способах организации произведений словесно-художественного творчества, о структурных типах и жанрах литературных сочинений», как науку, которая стремится охватить «не только явления поэтической речи, но и самые разнообразные стороны строя произведений литературы и устной народной словесности» 1.

В статье, относящейся к 1919 году и переизданной в 1977 году, В. Жирмунский писал: «Поэтика есть наука, изучающая поэзию как искусство» 2.

Уточняя это свое определение, ученый далее отмечал: «Задачей общей, или теоретической, поэтики является систематическое изучение поэтических приемов, их сравнительное описание и классификация…

  1. В. В. Виноградов. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, М., Изд. АН СССР, 1963, с. 184.[]
  2. В. М. Жирмунский. Теория литературы. Поэтика, Стилистика, Л., «Наука», 1977, с. 15.[]

Цитировать

Храпченко, М. Историческая поэтика: основные направления исследований / М. Храпченко // Вопросы литературы. - 1982 - №9. - C. 67-86
Копировать