№3, 1967/Советское наследие

Искусство живое, развивающееся

Все художественные искания советских писателей и теоретические разработки наших литературоведов осуществляются сейчас в атмосфере приближающегося 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Путь, пройденный нашей литературой, кровно связанной с историей советского общества, предстает взору исследователя как неоценимый по своему богатству материал для всестороннего осмысления и оценки.

«Социалистическая культура, литература и искусство, впитавшие в себя лучшие достижения прошлого, – говорится в Постановлении ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции», – стали неразрывной частью общепролетарского дела, активно помогают воспитанию всесторонне развитого человека коммунистического общества».

Обращение к полувековому опыту искусства, рожденного Октябрем, диктует крупные масштабы решения проблем литературы, измерений ее прошлого и настоящего, утверждает необходимость рассматривать все основные художественные явления в контексте с мировыми процессами, обусловленными революцией. Столь широкий исторический и эстетический подход дает возможность верно понять различные противоречивые стороны литературного процесса, проницательно отделить ведущие явления от периферийных и побочных, по-настоящему плодотворные от обманчивых, передовые от отсталых. Только такая широта теоретического кругозора отвечает подлинно мировому значению нашего искусства – нового этапа в художественном прогрессе современного человечества.

Социалистический реализм как совокупность творческих принципов и как совокупность реальных художественных ценностей не «упал сверху», а исторически складывался на основе длительного развития мирового искусства. Об искусстве будущего писали еще основоположники научного социализма К. Маркс и Ф. Энгельс, провидевшие литературу грядущего, в которой сольются воедино зрелость мысли с шекспировской живостью. Они мечтали о приходе нового Данте, который запечатлеет рождение социалистической эры. На новом перевале истории В. И. Ленин предсказывал появление свободной литературы, вдохновленной идеей партийности, идеей служения народу.

Принципы такой литературы формировались на основе все более органического слияния эстетических устремлений научного социализма с реальным художественным опытом революционного искусства. Особой интенсивности достиг этот процесс после Октября 1917 года, когда исторические изменения, вызванные революционным переломом, сообщили ему массовый характер, создали для него прочную жизненную почву. Эти новые принципы в сфере художественного творчества были наиболее полно обобщены М. Горьким и большим коллективом советских литераторов в период Первого всесоюзного съезда советских писателей.

Сейчас, когда мы находимся накануне Четвертого съезда советских писателей, призванного поднять их творческую энергию, теснее сплотить вокруг центральных свершений времени, для нас особенно поучителен опыт Первого съезда – этого представительного форума прогрессивных сил мировой литературы, впервые наиболее полно выразившего сущность социалистического реализма. Утверждение новаторской концепции социалистического искусства объединило всех передовых революционных литераторов мира. И вполне обоснованно Горький охарактеризовал Первый писательский съезд как победу большевизма в литературе.

Сейчас, как никогда, актуальна задача во всей полноте и сложности, без стыдливых умолчаний исследовать сложный процесс становления искусства и теории социалистического реализма, утверждения новаторского творческого метода. Далеко не все было найдено сразу, новое рождалось в напряженных поисках и конфликтах, с самого возникновения понятия «социалистический реализм» в его толковании наблюдались довольно существенные расхождения и оттенки, не было атмосферы полного единомыслия – была борьба мнений, столкновение различных точек зрения. Вплоть до нашего времени еще сказывается идущая от некоторых теоретиков РАППа тенденция узкодедуктивной трактовки социалистического реализма, стремление подходить к определению его принципов умозрительно, представлять метод как бы стоящим над живым материалом искусства. И сейчас можно встретиться с рецидивами давней теории «диалектико-материалистического метода» в искусстве.

Более широкая концепция метода социалистического реализма, непосредственно исходящая из всего развития мировой художественной культуры, из сущности новаторского революционного искусства была представлена в работах М. Горького. Его программный в этом смысле доклад на Первом съезде советских писателей многим современникам казался слишком раздвинутым вширь, как бы отвлекающимся от непосредственных задач советской литературы. Концептуальный размах, огромный духовный масштаб, концентрация на мировых проблемах – все эти характерные особенности доклада Горького далеко не тотчас же, не всеми и не во всем объеме были поняты. Мне думается, что проникнутая духом исканий концепция Горького была в то время гораздо полнее освоена передовыми советскими писателями, нежели критиками и теоретиками искусства. Более органично и непосредственно связанные с практикой и словесной плотью искусства, с законами образного мышления, писатели проницательно разглядели в идеях доклада Горького на Первом съезде и других его выступлениях живые, движущие принципы, обозначившие новый период в развитии мирового искусства. Прогрессивная интеллигенция мира находила в докладе Горького идеи, способные объединить ее вокруг центральных проблем эпохи. Именно отношение к ключевым вопросам жизни современного человечества служит тем пробным камнем, которым в конечном счете определяются позиции интеллигенции, и ее сплочение по этому решающему признаку является и в наши дни делом первостепенной важности.

Жизненно необходимо трезво и всесторонне выяснить, в каком направлении и насколько продвинулось исследование основных проблем литературного развития, поставленных на Первом съезде советских писателей, какие новые вопросы выдвинуты нашим временем, в какой мере обогащено решение этих вопросов осмыслением динамичного, непрерывно возрастающего опыта советской литературы.

Конечно, сделано в этом плане очень много. Еще на прошедшей в ИМЛИ в конце 1964 года теоретической конференции по проблемам современного реализма поднимались голоса против всякой сектантской алхимии, против узких, однолинейных трактовок реалистического метода, тенденций искать в нем некий кристаллический эстетический концентрат. Однако пока что далеко не в полной мере осуществлен необходимый поворот к широкому пониманию социалистического реализма как живого, движущего начала советского и мирового художественного процесса.

Вполне закономерно поставить сейчас в центре суждения о социалистическом реализме положение о том, что верное решение его насущных проблем может быть осуществлено только на основе всего мирового опыта, коренных, даже, если хотите, «вечных» и «общечеловеческих» вопросов развития искусства. И естественно, что обостренные споры идут ныне по таким темам, как «правдивость», «новаторство», «современность» искусства, «миссия» и «свобода» художника.

Обсуждение проблематики социалистического реализма – это обсуждение центральных проблем мирового искусства с позиций передового революционного сознания, обсуждение вопросов, которые находятся на магистрали художественного процесса эпохи, концентрируют реальный опыт живой эволюции искусства и эстетической мысли. Именно путем пристального рассмотрения этих больших коренных проблем, заложенных в самой природе искусства, в его историческом движении, наиболее объективно разграничивается подлинное новаторство от псевдоноваторства, непреходящие достижения искусства от мнимых, формируются наиболее жизненные подходы и действенные принципы.

Развитие всякого передового искусства – неотделимая часть общего культурного прогресса эпохи. И многие существующие определения социалистического реализма оказываются мало действенными, поскольку он рассматривается в них замкнуто, без учета методологического значения ленинской концепции культуры социализма, прежде всего положения о критическом наследовании и обогащении всех духовных ценностей, созданных человечеством.

Заметная положительная тенденция в литературоведении наших дней – более глубокое и полное восприятие советского искусства в контексте всех художественных явлений современности, как органической составной части духовного бытия эпохи, в сложном многообразии связей, взаимоотношений, конфликтов. А это в свою очередь ведет к расширению теоретического взгляда на характерные особенности современного литературного процесса сего противоречиями, притяжениями и отталкиваниями, исканиями и свершениями и к более адекватному пониманию каждой творческой индивидуальности.

Хочется повторить: предстоящий юбилей социалистической революции – для нас не только великая историческая дата. Это гигантский полувековой опыт напряженных творческих поисков, борьбы и открытий, который существенно необходимо учесть во всем объеме, во всей его сложности. Особенно важно это в современной ситуации, когда в литературе наших дней обозначился ряд сложных, чрезвычайно разветвленных процессов. Понятно стремление прежде всего исследовать новые явления и черты, отличающие литературу последнего времени. Но едва ли можно делать какие-либо универсальные выводы об общих закономерностях и тем более о творческих потенциях сегодняшнего литературного развития на основании сравнительно ограниченного материала, не обращаясь к многостороннему историческому опыту литературы с его прочно сложившимися идейными и эстетическими принципами.

И что не менее существенно – всякая плодотворная концепция должна опираться на самое «материю искусства». И здесь сейчас настоятельно выдвигается проблема соотношения социалистического реализма как системы «чисто теоретических» определений метода и как реально существующего новаторского искусства, представляющего собой непрестанно умножающуюся совокупность бесспорных художественных ценностей. Споры о том, что такое «художественный метод» в отвлеченной постановке, во многом потеряли свою действенность, так как это общее понятие давно уже переросло пределы умозрительной полемики и реально предстает сейчас во всем многообразии художественных форм, изобразительных принципов и приемов социалистического искусства.

До сих пор взаимоотношение этих исторически сложившихся, неотделимых друг от друга граней понятия «социалистический реализм» учитывалось и исследовалось очень мало. И при всем уважении к богатству отвлеченной мысли, к правильным программным формулам при дальнейшем формировании теоретических определений следует последовательнее исходить из живого разнообразия и динамики, из самих сущностных особенностей искусства.

Характерные черты социалистического реализма и его вклад в художественную культуру человечества определяются той новаторской ролью, которую он играет в решении кардинальных вопросов художественного процесса эпохи. Социалистический реализм связан со всем широким культурным процессом и достижениями человечества, с многосторонним пониманием современности, порой получающей в литературоведческих работах узкую, ограниченную трактовку. Современность – это не только явления текущего дня, а все живое, действующее на сознание сегодняшнего читателя эстетическое достояние нашей эпохи.

В центре научного освещения современного этапа художественного развития должно стоять осознание социализма как основного движущего фактора общественного и литературного прогресса, выявление и утверждение рожденных им новаторских принципов и традиций искусства.

Было бы упрощением полагать, будто раздробленность творческой личности и человека в литературе современного распада на Западе – явление, связанное с дефицитом талантов и недостаточной интенсивностью творческих поисков. Дело гораздо сложнее. В зарубежной литературе много чрезвычайно ярких индивидуальностей, есть напряженность социальных и художественных исканий. Но утрата больших реальных общественных задач, способных стать душой творчества, лишает искусство самых мощных движущих импульсов. Отсутствие их и порождает все те сложные кризисные процессы, которые развертываются на наших глазах.

Вершинные достижения советской литературы всегда имели своим истоком ее окрыленность решающими историческими задачами времени, ее большую идейную устремленность. Так было и в первые пооктябрьские годы – годы художественного исследования черт нового героя и осмысления преобразованной революцией действительности, и в последующий период – освоения нового, социалистического опыта страны, и тогда, когда Великая Отечественная война сплотила художников вокруг священной цели – защиты Родины и человечества от угрозы фашизма.

В наши дни успехи литературы полностью определены степенью художественного освоения процесса широкого, всестороннего утверждения социализма, его проникновения во все сферы социального и духовного бытия человечества. В то же время более, чем когда-либо, необходимо принципиальное осмысление реально-исторической сложности, конфликтов и трудностей практического осуществления этого процесса.

Цитировать

Щербина, В. Искусство живое, развивающееся / В. Щербина // Вопросы литературы. - 1967 - №3. - C. 3-17
Копировать