№4, 2002/Обзоры и рецензии

И мумии могут говорить…

В. И. Ярхо, Обретенные страницы, Серия «Древнегреческая литература». М., «Лабиринт», 2001, 256 с. О его предыдущей книге «Трагедия» см. нашу рецензию в N 5 «Вопросов литературы» за 2001 год.

Посвящена эта монография наименее известному разделу антиковедения – папирологии. Так называется наука о древних свитках-папирусах.

Казалось бы, античная литература уже досконально изучена и ее лучшие образцы переведены на десятки современных языков. Так могут ли тут в наше время открываться новые строки и даже страницы?! Оказывается – могут!

Это происходит благодаря вдохновенным усилиям тех, кто разыскивает и оживляет (так и просится слово «реанимирует»!) старинные свитки.

О папирусных находках и о трудах современных ученых- папирологов рассказал в своей новой книге Виктор Ноевич Ярхо.

…Вспомним, что все жанры европейской литературы – эпос, драма, комедия, лирика, эпиграмма, пастораль, философский диалог, историческая проза, приключенческий роман, жизнеописания и даже пародия – ведут свое начало из Древней Греции.

Но, например, произведения Менандра – самого значительного представителя новой аттической комедии (IV-III вв. до н. э.) – стали известны человечеству лишь в начале XX века именно благодаря находкам папирологов. А до того времени литературоведение довольствовалось лишь отдельными фрагментами менандровских комедий (вкрапленными в виде цитат в труды более поздних авторов).

Первый на территории бывшего Советского Союза перевод менандровского «Угрюмца» осуществил талантливый львовский антиковед и переводчик Андрей Содомора. По- украински эта комедия называется «Вiдлюдник».

Где же сегодня находят древние папирусы? Их обнаруживают в старых монастырских книгохранилищах, при археологических раскопках, в гробницах. Но чаще и обильней всего – в египетских песках. Энергично эллинизированная (в основном благодаря Александру Македонскому, основавшему тут город Александрию со знаменитой библиотекой) Северная Африка и сегодня – золотое дно для искателей папирусов.

Самые древние египетские записи относятся к III тысячелетию до н.э. Непосредственно же в Элладе папирус начали использовать с VII века до н. э. Причем отнюдь не только для записи литературных произведений.

Известен свиток, на котором безвестный эллинский школяр шесть раз переписал фразу: «Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не стегали розгами».

Часто один и тот же папирус использовался дважды: на обратной стороне старинного свитка писался новый текст (например, хозяйственные счета или другие деловые записи).

Иногда редчайшие литературные произведения бездумно и безжалостно стирались, соскребались и на очищенную поверхность наносились какие-нибудь третьестепенные сведения (разумеется, третьестепенные – с нашей точки зрения). Такой свиток называется «палимпсест».

Степень сохранности большинства папирусов, мягко говоря, весьма относительная. Чаще всего доступны для прочтения лишь отдельные строки или даже слова (или части слов). В лучшем случае – фрагментарный текст. И как счастливые исключения – целиком сохранившиеся литературные произведения.

Работа папирологов порой напоминает деятельность палеонтологов, терпеливо составляющих из отдельных косточек скелет ископаемого животного.

Бывает, что по воле случая части одного и того же папируса оказываются в разных собраниях и даже в разных городах и странах. Тогда восстановление текста напоминает детективный сюжет, где персонажи узнают друг друга, сложив половинки разорванной фотографии или денежной купюры.

Но чаще всего папирусы добываются при демонтаже египетских мумий, которые нередко укутывались в старые свитки (такой необычный способ «пеленания»). Осторожно разнимая, раз-

мягчая, «освежая», а затем снимая слой за слоем оболочку древних папирусов (так называемые картонажи), ученые реконструируют рукописи, давая возможность мумиям «заговорить». Автор монографии с юмором называет таких покойников «начитанные мумии».

Самое солидное научное издание «Оксиринхские папирусы» насчитывает уже десятки томов. Есть и Кельнские папирусы, и Луврский свиток, и Лилльский, и другие собрания новонайденных рукописей.

Порой испорченный текст удается восстановить благодаря известному ранее сюжету (чаще всего – мифологическому), а персонажи (даже выпавшие из повествовательной ткани) определяются по сохранившимся знакомым эпитетам…

Папирусные находки дают возможность заполнять лакуны в известных ранее лишь по фрагментам произведениях. Они же (папирусы) помогают наводить надежные мосты меж двумя ветвями античной литературы – эллинской и римской.

Кроме того, как пишет В. Ярхо, «миф служит для аудитории мелического поэта своеобразным коммуникативным кодом: ей не надо было объяснять, чем именно заслужили славу или вызвали осуждение герои далекого прошлого, – можно было только по-разному их оценивать» (с. 46).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2002

Цитировать

Шанин, Ю. И мумии могут говорить… / Ю. Шанин // Вопросы литературы. - 2002 - №4. - C. 354-359
Копировать