№6, 2018/Книжный разворот

И. А. Каргашин. Русский стихотворный сказ XVII–XXI вв.: Генезис. Эволюция. Поэтика. М.: Языки славянской культуры, 2017. 336с.

DOI: 0.31425/0042–8795–2018–6-368-373

И. А. К а р г а ш и н. Русский стихотворный сказ XVII—XXI вв.: Генезис. Эволюция. По этика. М.: Языки
славянской культуры, 2017. 336 с.

Представление о сказе как о нетрадиционной повествовательной форме в современном литературоведении достаточно устойчиво и восходит к классическим работам Б. Эйхенбаума, В. Виноградова, М. Бахтина и др. Благодаря их усилиям хорошо известно, что сказ – это двуголосое повествование, ориентированное на чужую, отличную от авторской разговорную речь. Правда, определение это, целиком относящееся к эпике и мотивированное ее природой, провоцирует множество вопросов при попытке распространить его на лирику. Не стирается ли ее родовая специфика, ведь в чистом виде поэтическое высказывание анарративно? Как выстраивается субъектная сфера стихотворений, если сказ воссоздает сознание, не тождественное авторскому, а в лирике автор и герой нераздельны? Наконец, каковы признаки стихотворного сказа, отличающие его от сказа прозаического, и где искать истоки этого феномена? Ответить на вопросы как раз и призвана рецензируемая монография.

Книга И. Каргашина представляет собой попытку комплексного анализа сказа на широком материале русской поэзии XVII–XXI веков. Такой ракурс позволяет не только наметить типологические контуры явления, но и проследить его эволюцию в «большом времени» исторической поэтики. Методологическое ноу-хау работы состоит в том, что стихотворный сказ рассматривается как особая разновидность ролевой лирики (отсюда – его принципиально межродовая сущность, с. 58). Однако рассмотрение данных форм как тождественных не представляется легитимным: если первая указывает на речевую организацию произведения, то вторая фиксирует его субъектный статус (с. 21). Поскольку И. Каргашин не разделяет мнения о том, что ролевому герою непременно свойственна «резко-характерная» речевая манера, то и суждение ученого о соотнесенности ключевых для работы понятий выглядит закономерным: «…всякое сказовое стихотворение будет образцом ролевой лирики, однако ролевое стихотворение не обязательно является сказовым» (с. 30). Так определяются конститутивные признаки стихотворного сказа: освоение чужого, неавторского сознания;

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2018

Литература

Кожевникова Н. А. О типах повествования в советской прозе // Вопросы языка современной русской литературы / Отв. ред. В. Левин. М.: Наука, 1971. С. 97–163.

Корман Б. О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов //Корман Б. О. Избранные труды. Методика вузовского преподавания литературы / Предисл. и сост. В. Чулкова. Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2009. С. 683–702.

Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2008.

Цитировать

Бокарев, А.С. И. А. Каргашин. Русский стихотворный сказ XVII–XXI вв.: Генезис. Эволюция. Поэтика. М.: Языки славянской культуры, 2017. 336с. / А.С. Бокарев // Вопросы литературы. - 2018 - №6. - C. 368-373
Копировать