№6, 2018/Книжный разворот

Л. Виноградова. Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной

Л. В и н о г р а д о в а. Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной. М.: Колибри, Азбука-Атти кус,
2015. 448 с.

Тема Сталинградской битвы, заставившей капитулировать фашистов, в считанные месяцы покоривших всю континентальную Европу, в русской литературе всегда на «переднем крае». В новом тысячелетии это подтверждает историко-документальная книга Л. Виноградовой «Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной». Образы отважных советских летчиц, о которых повествует писательница 1973 года рождения, восстанавливая картину далеких лет на основе литературных произведений, мемуарных свидетельств и архивных материалов, оказавшихся доступными только в последние десятилетия, позволяют и невоевавшим прикоснуться к теме Великой Отечественной.

Композиционно книга построена как жизнеописание общей судьбы советских летчиц, для которых высокая мечта дофронтовой юности – летать! – обернулась реальной помощью Родине в победе над захватчиками. В самом начале войны для выполнения боевых заданий было решено «сформировать полк из лучших советских летчиц» (с. 19). Хотя «полностью женская часть, да еще и авиационная, была явлением невиданным, желающих было столько, что полков было решено создать три: полк легких ночных бомбардировщиков, полк тяжелых бомбардировщиков и полк истребителей» (с. 19). Само участие женщин в войне подчеркивало ее общенародный характер. Документы доказывают: «…только самые лучшие – летчики-спортсменки с хорошим налетом отбирались в истребители» (с. 54). Такой и была Лидия Литвяк, за плечами которой – Московский аэроклуб, где она сделала первый самостоятельный вылет, затем Херсонская школа пилотов и работа инструктором в родном аэроклубе. В историю ей предстояло войти «белой лилией Сталинграда»: «белая лилия» – ее позывной. По воспоминаниям ветеранов, и в военкомате, и в поезде по дороге в «тыловой тогда Энгельс на Волге», где «авиационный гарнизон был идеальным местом учебы для летчиков», нельзя было не заметить «стройную <…> невысокого роста красивую девушку» со «светло-русыми вьющимися волосами, зелеными глазами. Девушку звали Лидия, но она всем представлялась Лилией, так ей больше нравилось» (с. 37). А еще ей нравилось быть нарядной: белый мех «унтят» был красивее коричневой цигейки на воротнике комбинезона; Лиля, потратив ночь, «поменяла местами» казенные «меха». В тот же день этой «москвичке и моднице с независимым характером» все-таки пришлось привести форму в требуемый уставом вид да еще и отсидеть на губе, поскольку воинское обмундирование улучшать на свой вкус военнослужащим запрещается. Зато с «работой летчика-истребителя» эта «девушка с характером» справлялась без нареканий. Во время тренировочных полетов «летала Литвяк хорошо, а стреляла вообще лучше всех» (с. 101).

В перерывах между занятиями Лиля, к образу которой в работе Л. Виноградовой стягиваются все другие судьбы, оказалась еще и мастерицей танцевать. Натура музыкальная, она с удовольствием пела со своей близкой подругой Катей Будановой, у которой был «красивый сильный голос». Этих девушек прочно связывала фронтовая дружба, только они, вдвоем, в январе 1943 года и добьются отправки на Сталинградский фронт, где «шли такие бои, что не продохнуть» (с. 417). Здесь Л. Литвяк совершила свои первые результативные вылеты. «Ее популярность во всей 8-й воздушной армии была огромна, ее любили и уважали, восхищались ею не только летчики и техники, но и начальство» (с. 312). Драматизм повествования создается переплетением различных мотивов в сознании и поведении главной героини: восторженные отзывы о летном мастерстве соседствуют с фотографиями однополчан и самой Лили с букетиками степных цветов, с ее трогательными письмами домой, в Москву.

Бои за Сталинград Л. Виноградовой представлены объемно: взгляд сверху совмещается с наземной точкой зрения. Наши летчики не могли рассмотреть подробности кровавого побоища за город, но они словно сердцем видели «залитый кровью холм» Мамаева кургана и «сталинградские заводы, ставшие во второй половине октября основными очагами сопротивления» (с. 280). Возможно, в этом сказываются литературные уроки фронтового корреспондента В. Гроссмана: Л. Виноградова получила возможность не только познакомиться с его сталинградскими записными книжками, впервые опубликованными в 1989 году, но и редактировать их и переводить на английский язык. В основном все, кто рассказывал об обороне Сталинграда «по горячим следам», уделяли внимание наземным операциям, а в записях Гроссмана встречаются беседы с летчиками, прикрывавшими город с воздуха. Среди них Алексей Фролович Соломатин, «21 год, маленький, белый, широкий. Учился в гидротехникуме (аэроклуб) <…> Война» [Гроссман 1989: 167]. Далее запись: «Соломатин: «Я не борюсь за награду, мне бы помочь пехоте»» [Гроссман 1989: 167]. Так думала и Лиля Литвяк, иначе не удержалась бы в паре с Алексеем Соломатиным, признанным асом. От сталинградских летчиков-истребителей Гроссман узнал о тактических особенностях воздушного боя: «Наши ходят парами (даже бросают жертву, чтобы быть с товарищем). Обычай не нами заведен, но свято соблюдается нами <…> немецкие пары не так крепки, легко разбиваются, уходят, стараясь использовать скорость» [Гроссман 1989: 167]. А. Соломатин и Л. Литвяк нередко летали в паре. Для Лили Алексей оказался «ведущим» и в небе, и на земле, став единственной девичьей любовью: пережив его всего на несколько недель, Л. Литвяк погибла незадолго до своего двадцатидвухлетия. За сталинградские бои старшему лейтенанту А. Соломатину присвоено звание Героя Советского Союза 1 мая 1943 года, а Л. Литвяк удостоена этого почетного воинского звания только 5 мая 1990 года. Дело в том, что в последнем боевом вылете 1 августа 1943 года самолет Л. Литвяк был подбит, исчез из поля зрения за линией фронта, а в официальных списках потерь Восьмой воздушной армии значилось: «Командир звена гвардии младший лейтенант Литвяк Лидия Владимировна не вернулась после выполнения боевого задания по прикрытию войск» (с. 24). Об этом впервые, отмечает Л. Виноградова, читателям рассказала «полудокументальная-полухудожественная повесть В. Аграновского о Лиле Литвяк» (с. 428).

В 1970-е написанная журналистом «Комсомольской правды» повесть «Белая лилия» восстанавливала коротенькую биографию молодой летчицы, след которой затерялся «где-то в донецкой степи». Л. Виноградова словно завершает повесть своего предшественника, подтверждая: многолетняя поисковая работа ветеранов и юных следопытов Донбасса помогла установить место захоронения советской летчицы, получившей ранение в голову. Чудом уцелевшие «фрагменты летного шлема и обесцвеченных волос», которые Лиля высветливала, подражая киноактрисам-блондинкам довоенного советского экрана, навсегда опровергли лживые слухи о том, что она в своем последнем бою уцелела, попала в плен, перешла на сторону противника. Сегодня Книга рекордов Гиннесса всему миру представляет Героя Советского Союза Л. Литвяк как самую результативную советскую летчицу Второй мировой войны: на ее счету 186 боевых вылетов, 14 сбитых вражеских самолетов.

Недаром судьба нашей легендарной соотечественницы взволновала и американского историка: Билл Йенн опубликовал в Оксфордском издательстве свой масштабный труд – «Белая роза Сталинграда» [Yenne 2013]. Автор задается целью рассказать интересующимся военной авиацией «историю молодой советской девушки, почти школьницы», ставшей самой результативной женщиной из летчиков-истребителей. Отдавая дань уважения героине, Йенн в представленной им характеристике довоенной социально-политической ситуации в СССР не сумел избежать перекоса в сторону признания лозунговости советской культуры. По его мнению, в атмосфере тотального подчинения народного духа, формировавшей поколение Лилии Литвяк, личностное решение, собственный выбор действий был лишь «делом техники». В этом отношении книга Л. Виноградовой может рассматриваться как своего рода полемический отклик на работу американского исследователя. Писательница, обращаясь к документальным источникам, тоже не обходит вниманием ни пропагандистскую шумиху 1930-х, ни темные стороны в нашей военной истории. Все советские источники «подчеркивали беззаветную отвагу наших летчиков, их высокое мастерство и стремление бить врага везде и в любой обстановке. Тем не менее в 1941 году и в первой половине 1942 года немецкие самолеты были настолько совершенны, немецкие пилоты настолько лучше обучены, что советская истребительная авиация <…> терпела сокрушительные поражения» (с. 133). Виноградова опирается не только на новые документальные сведения, но и на живые голоса тех, кто защищал нашу Родину. Она считает необходимым упомянуть о том, что Лиля пела не только «краснознаменные» песни и марши, на что указывает Йенн: «»Цыганский барон» – любимая оперетта Лили Литвяк» (с. 70), а еще – «Лиля любила читать». В школе предвоенных лет в основе программ по литературе были произведения русской классики, на фронте в число рекомендованных Главным политическим управлением тем для бесед «входила тема о патриотизме великих русских писателей Пушкина, Гоголя, Толстого и Чехова» (с. 393), силу благотворного воздействия которых трудно переоценить. Фронтовая печать знакомила с подвигами тех, кто громил фашистов. Л. Виноградовой реконструируется январский день, когда личному составу женской авиационной части, где служила Литвяк, «прочитали статью под заголовком «ТАНЯ»» – о восемнадцатилетней москвичке Зое Космодемьянской, изменившей «мировоззрение и самоощущение военного поколения и многих поколений, пришедших ему на смену» (с. 104). Впереди была Сталинградская битва, показавшая: «защищая Родину», каждый по-своему и все вместе «научились и воевать по-настоящему, и ненавидеть, и любить» [Шолохов 1971: 28].

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2018

Литература

Гроссман В. С. Годы войны. М.: Правда, 1989.

Шолохов М. А. Наука ненависти // Шолохов М. А. Наука ненависти. Они сражались за Родину. Судьба человека. М.: Современник, 1971. С. 7–28.

Yenne B. The White Rose of Stalingrad. Oxford: Osprey Publishing, 2013.

Цитировать

Перевалова, С.В. Л. Виноградова. Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной / С.В. Перевалова // Вопросы литературы. - 2018 - №6. - C. 390-395
Копировать