И. А. Бунин и Л. Ф. Зуров. История отношений
Публикуемое письмо И. А. Бунина от 15 декабря 1943 года к Н. Я. Рощину1, проживавшему в это время в Париже, раскрывает одну из горестных страниц последних лет жизни писателя. В числе постоянных обитателей бунинской дачи в Грассе, кроме Г. Н. Кузнецовой2, Н. Я. Рощина, находился Л. Ф. Зуров3.
Появление Зурова на вилле «Бельведер» и постепенное его вхождение в семейство Буниных началось с посылки им Бунину своего сборника «Кадет», сопровождаемого письмом (сентябрь 1928 года) с изъявлением восторженного восхищения бунинским талантом и просьбой дать оценку его сочинениям. В декабре 1928 года он присылает на отзыв Бунину вторую свою книгу – «Отчина». Г. Кузнецова, пришедшая в восторг от книг Зурова, настойчиво убеждает Бунина оказать поддержку молодому автору. По просьбе Г. Кузнецовой Бунин печатает крошечную заметку в парижской газете «Россия и славянство» (12 января 1929 года), в которой одобрительно отзывается о сборнике Зурова «Кадет» и благословляет его на дальнейшее творчество. Зуров завязывает интенсивную переписку с Г. Кузнецовой.
23 ноября 1929 года Зуров появляется на «Бельведере». Он привозит в подарок Бунину большой кулек антоновских яблок (со значением!), липовый мед, плетенку клюквы и большой каравай русского черного хлеба. Приехав на неделю погостить, он остался у Буниных навсегда. Зуров довольно быстро освоился с укладом жизни обитателей бунинского дома, но, по словам Куэнецовой, «нельзя сказать, чтобы слился с ней» 4. Не только Кузнецову, но и Веру Николаевну Зуров привел в полный восторг. Вера Николаевна по ее природной доброте всегда стремилась излить на кого-либо свою любовь, заботу, она постоянно кого-нибудь опекала. В 26-летнем Л. Зурове она, не знавшая радости материнства, увидела сына и на него обратила все свое нерастраченное материнское чувство. Вера Николаевна говорила Кузнецовой, «что очень рада, что у нас живет З., что он внес в дом оживленье, молодость» 5.
Вначале Зуров вел себя смиренно, постоянно восхищался Буниным, с обожанием выслушивал его рассуждения. Но когда Зуров мало-помалу обжился, он перестал изображать из себя бунинского ученика. В нем возникает сознание своей собственной творческой значимости. Г. Кузнецовой «он объявил, что хочет все делать «не так, как И. А.»» 6 (И. А. – Бунин), и что нельзя жить без самостоятельности, как бы «в полудетях» 7. В нем растет раздражение, проявляющееся в ожесточенных, не всегда корректных спорах с Буниным и другими обитателями «Бельведера».
Особенно обострились отношения Бунина и Зурова в годы фашистской оккупации Франции. Бунин со своими домочадцами был вынужден переехать на более дешевую по стоимости виллу «Жаннетт». Жизнь осложнилась тяжестью быта: холод, постоянное недоедание, бесконечные заботы о том, чем кормиться завтра. В этих неимоверно тяжких бытовых условиях у Бунина дают себя знать старые болезни, к ним присовокупляются новые. Физические страдания усугубляются моральными. Его покидает Г. Кузнецова, обретя новую подругу Маргу Степун## Маргарита Августовна Степун – оперная певица, сестра философа, писателя Ф.
- Николай Яковлевич Рощин (наст, фамилия Федоров; 1896 – 1956) – писатель. С 1924 года жил в семье Буниных на вилле «Бельведер». Участник движения Сопротивления в годы фашистской оккупации Франции. В 1946 году, получив советский паспорт, с первой группой реэмигрантов вернулся на родину.[↩]
- Галина Николаевна Кузнецова (1900 – 1976) – писательница. Жила у Буниных с 1927 по 1942 год, автор «Грасского дневника».[↩]
- Леонид Федорович Зуров (1902 – 1971) – писатель. Жил в семье Буниных с 1929 года до самой их смерти. Унаследовал их архив.[↩]
- Галина Кузнецова, Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад, М., 1995, с. 123.[↩]
- Там же, с. 127.[↩]
- Там же, с. 240.[↩]
- Там же, с. 212.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1998