№10, 1960/Хроника

Хроника

Ю. Красовский

«ПУТЕВОДИТЕЛЬ» ЦГАЛИ

Вышел из печати первый том «Путеводителя» по Центральному государственному архиву литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ), составленный коллективом научных сотрудников архива. В «Путеводителе» дано описание хранящихся в ЦГАЛИ личных фондов и фондов государственных учреждений и организаций. И хотя этот том (ответственный редактор – доктор искусствоведения Ю. Дмитриев) посвящен в основном описанию материалов по искусству (театр, музыка, кинематография, изобразительное искусство), значительное место в нем уделено и литературным материалам. Достаточно перелистать обширный именной указатель к «Путеводителю», чтобы обнаружить сотни литературных имен. Интересно отметить, например, что из русских классиков имя А. Пушкина встречается в «Путеводителе» 40 раз, Чехова и Горького – более 25, А. Островского и Лермонтова – 24. Из советских писателей особенно многочисленны упоминания об А. Толстом, В. Маяковском, В. Вишневском. Все это убедительно свидетельствует о том, что историкам литературы новый «Путеводитель» ЦГАЛИ будет так же нужен, как и искусствоведам разных профилей.

Естественно, что наибольшее количество литературных материалов связано с театром. Они находятся прежде всего в архивах самих театров (Большой театр, Малый, Театр имени Мейерхольда, Театр имени Пушкина и др.) – это рукописи пьес, инсценировок, переписка с драматургами, договоры с ними; аналогичные материалы имеются также и в фондах отдельных драматургов, актеров, режиссеров. Достаточно напомнить, что А. И. Южин и Вл. И. Немирович-Данченко были не только выдающимися деятелями театра, но и плодовитыми драматургами.

Большой литературный материал заключен в фондах кинодраматургов Н. Зархи, Г. Гребнера, В. Недоброво, Е. Габриловича и др., а также таких кинорежиссеров, как С. Эйзенштейн, А. Довженко, М. Ромм, которые зачастую сами выступали как сценаристы.

Советская песня тесно связана с музыкой советских композиторов. Так, в большом и интересном фонде И. Дунаевского можно найти тексты всех наших поэтов-песенников: В. Лебедева-Кумача, С. Алымова, М. Исаковского, А. Суркова, М. Светлова, Л. Ошанина, А. Софронова и др.; переписку с ними. То же самое можно сказать и о материалах А. Новикова и других. Особой темой является использование литературных текстов для оперной и балетной музыки: исследователь этого вопроса может обратиться к фондам С. Прокофьева, Р. Глиэра, Д. Кабалевского, Д. Шостаковича, В. Шебалина и др.

В фондах художников, описанных в «Путеводителе», внимание литературоведов может привлечь иконография писателей (их портреты), иллюстрации к литературным произведениям. Так, например, в фонде Д. Моора они найдут шаржи на Д. Бедного, А. Серафимовича, В. Маяковского и др., в фондах В. Васнецова и Е. Лансере – иллюстрации к произведениям Лермонтова, Толстого и др.

В «Путеводителе» зафиксирован большой фотографический материал, среди которого много интересных фотографий советских писателей и который находится как в фондах тех или иных деятелей искусств, так и фондах-коллекциях художников-фотографов: Л. Леонидова, М. Наппельбаума, Е. Тиханова и др.

В «Путеводитель» включено описание воспоминаний И. Репина о В. Гаршине, И. Бродского о Горьком, Д. Моора о Маяковском и др. Но деятели искусств выступали не только как мемуаристы, иногда они выступали и как авторы литературных произведений. Так, например, в аннотации на фонд художника К. Петрова-Водкина указаны и рукописи его повестей, в аннотации на фонд скульптора Иннокентия Жукова – его повести и пьесы для детей и т. п. Как литературный раритет – «шутку гения» – надо отметить стихотворения Ф. И. Шаляпина и П. И. Чайковского.

Многие деятели искусства (особенно театра и кинематографии) всегда были тесно связаны с литературным миром. Для примера достаточно обратиться к описанию в «Путеводителе» крупнейших личных фондов: А. Южина, В. Мейерхольда, С. Эйзенштейна. Так, среди корреспондентов А. Южина можно назвать А. Чехова, Л. Андреева, В. Ёрюсова, Д. Мамина-Сибиряка, С. Найденова и др. В. Мейерхольду писали: А. Блок, А. Луначарский, В. Вишневский, А. Толстой, И. Эренбург, Мата Залка, И. Бабель, Ф. Гладков и др. Среди корреспондентов С. Эйзенштейна особенно много иностранных писателей: А. Барбюс, Т. Драйзер, Э. Синклер, С. Цвейг, Л. Фейхтвангер, Э. Толлер, Л. Пиранделло и др. Историк литературы едва ли пройдет мимо многих писем писателей; его заинтересуют письма Тургенева к А. П. Боголюбову, Островского к А. И. Шуберт, Куприна к Н. Н. Ходотову, Вересаева к Н. П. Ульянову, Т. Л. Щепкиной-Куперник к В. Мичуриной-Самойловой, К. Тренева к А. Таирову и т. д.

«Путеводитель» заканчивается описанием фондов учреждений и организаций.

Цитировать

От редакции Хроника / От редакции // Вопросы литературы. - 1960 - №10. - C. 247-253
Копировать