«Geschichte der russischen Literatur von den Anfangen bis 1917»
У. ГУРАЛЬНИК «Geschichte der russischen Literatur von den Anfдngen bis 1917», B. 1 – 2, Berlin – Weimar, 1986.
Обнародованная издательством «Ауфбау» (Берлин и Веймар) капитальная «История русской литературы от начала до 1917» в двух томах – пожалуй, самое основательное и масштабное из всех когда-либо предпринимавшихся за рубежом исследований историко-литературного процесса в России от его истоков и до Великой Октябрьской социалистической революции. Славистам ГДР удалось, осмыслив огромнейший материал под точно избранным и обозначенным углом зрения, учитывая накопленный предшественниками, в первую очередь советскими исследователями, опыт, сказать свое слово о русском классическом наследии, его всемирно-историческом значении, национальном своеобразии и современном звучании. Внимание авторов к этим аспектам исследования, в частности к проблемам межнациональных литературных отношений, вызывает особый интерес у читателей. А говоря о масштабности, мы имеем в виду мастерство, с которым в этом труде русская литература, одна из богатейших и самобытнейших национальных литератур мира, «вписывается» в сложный и многоликий контекст духовного развития человечества. И делается это убедительно, ненатужно, даже с каким-то изяществом, которого, увы, так недостает иным тяжеловесным сочинениям.
Во «Введении», написанном Г. Цигенгайстом, на считанных страницах четко определены основные параметры проведенного филологами ГДР фронтального исследования тысячелетнего пути, который прошла русская литература. Обозначено направление поиска. На первый план выдвигается тезис об историзме мышления как главном принципе научного анализа. Речь идет о вкладе русского национального гения в творческий взаимообмен между культурами европейских народов. О животворной связи русской литературы с мировой прогрессивной мыслью, с народно-освободительным движением.
Сосредоточенность немецких славистов на проблемах функционирования шедевров искусства живописания словом в их соотношении с явлениями, характерными для развития других искусств, обогащает наши представления о целых литературных направлениях. Такой подход к анализу художественного мира русской классики действительно открывает новые возможности интерпретации, вооружает науку объективными ценностными критериями.
Труд наших немецких коллег отличается концептуальной последовательностью, методологической выверенностью оценок.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.