«Героизм на всю жизнь»
…Когда едешь в Москву по Минскому шоссе, нельзя хотя бы на несколько минут не остановиться возле памятника славному русскому полководцу – фельдмаршалу Кутузову, Кутузов стоит в окружении своих сподвижников – героев Отечественной войны 1812 года.
Всякий раз, когда я смотрю на этот монумент, воздвигнутый на одном из самых оживленных шоссе, ведущих в центр нашей столицы, я невольно думаю о сопряженности истории и дня сегодняшнего, о том, что в нашей нынешней жизни взято из опыта прошедших столетий и что коренным образом отличает ее от минувшего времени.
Бывают моменты, когда такую потребность оглянуться назад, окинуть требовательным взглядом прожитую жизнь, и не только свою, но и окружающих людей, подвести итоги сделанному, отметить, что, к сожалению, не успел и что еще можешь успеть, испытывает каждый человек – независимо от возраста, рода занятий. Такой момент переживаем сейчас мы все, когда страна наша празднует свою шестидесятилетнюю годовщину.
Много это или мало – шестьдесят лет? Если для человека – то это иногда вся его жизнь, иногда – большая часть, а иногда в шесть десятилетий умещается несколько жизней… А для государства шестьдесят лет – это совсем не много.
Всего шестьдесят лет! Но какой гигантский путь прошла наша Отчизна за эти годы! Как подчеркивается в постановлении ЦК КПСС «О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции», из отсталой, с низким уровнем развития производительных сил и культуры, унаследованных от царизма, она в исторически кратчайший срок превратилась в могучую социалистическую державу. В огне Великой Отечественной войны совершила подвиг, равного которому не знало человечество, отстояла свою свободу и независимость и внесла решающий вклад в дело спасения европейской и мировой цивилизации от уничтожения фашистскими варварами. Как никогда прочно стало положение СССР в наши дни, неизмеримо вырос его международный авторитет. Ныне успехи Отчизны законодательно закреплены в новой Конституции, где четко записано: «В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний».
Но когда я думаю о главном итоге прожитых шестидесяти лет, то для меня он, этот опыт, прежде всего воплощается в советском человеке, человеке нового типа – творце, созидателе, деятеле, преобразователе мира. И всякий раз я с особенным волнением перечитываю слова из исторического Постановления Центрального Комитета (не случайно они там подчеркнуты!): «В ходе революционного созидания и борьбы за свободу, в буднях социалистического строительства формировался и закалялся советский человек».
По роду своей писательской, журналистской, общественной работы мне немало пришлось побывать в капиталистических странах. И когда за границей оказываешься в среде даже самых доброжелательных коллег, нередко разгораются споры о понятиях, которые стали у нас привычными: советский человек, советский характер. А если окружение не такое добро-, желательное, то неизбежно возникают и вопросы: «Существуют ли вообще такие понятия, не придумали ли их, ради красного словца, писатели и журналисты? Почему у вас говорят об особых качествах советского человека, о якобы присущем ему особом понимании долга, ответственности, об его особом героизме и патриотизме?»
Я убежден: сама жизнь дает ответ на эти вопросы. «Героизм на всю жизнь» – Горький нашел очень точную формулу для поведения гражданина Советской страны. Советский человек – даже простой, не обязательно награжденный орденами и медалями, фамилия которого не встречается на страницах газет, а сам он не появляется на экранах телевизоров, -несет в своем характере такие черты, которые позволяют о нем говорить именно как о советском человеке, – черты, рожденные Великим Октябрем, воспитанные Коммунистической партией. И если писатель умеет держать руку на пульсе народной жизни, если он чутко воспринимает все позитивные перемены, происходящие вокруг, он обязательно уловит эти черты. Вспомним, как глубоко и прозорливо сказано о характере советского человека в Отчетном докладе Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Леонида Ильича Брежнева XXV съезду нашей партии: «Человек, который сумел, завоевав свободу, отстоять ее в самых тяжких боях. Человек, который строил будущее, не жалея сил и идя на любые жертвы. Человек, который, пройдя все испытания, сам неузнаваемо изменился, соединил в себе идейную убежденность и огромную жизненную энергию, культуру, знания и умение их применять. Это – человек, который, будучи горячим патриотом, был и всегда будет последовательным интернационалистом».
И на пороге своего семидесятилетия я счастлив, что могу сказать: в меру своих сил и способностей неизменно старался рассказать читателям о советском человеке, его невиданном героизме, беззаветной любви к Родине и преданности делу Ленина. В этом его несгибаемая сила, позволившая ему в годы второй мировой войны вынести все испытания, какие еще не доводилось испытывать ни одному народу на земле, и прийти к победе; это она вдохновляет его на трудовые подвиги в наши дни.
Чем иным, как не силой советского патриотизма, которая не раз поражала и меня во время четырехлетнего общения с солдатами на многих фронтах Великой Отечественной войны, можно объяснить поведение легендарного танкового экипажа: зимой 1941 года на Калининском фронте, посланный в разведку и оторвавшийся от колонны, он принял решение пробираться к своим, а заодно по дороге сумел поджечь на вражеском аэродроме цистерну с горючим, обстрелять два стоявших в капонирах пикировщика, «проутюжить» колонну автомашин с немецкой пехотой, обстрелять фашистский флаг на здании немецкой комендатуры и само здание, и добраться до расположения советских войск.
Чем иным, как не глубочайшим чувством любви к Родине, можно объяснить поведение двух тихих, скромных пожилых людей, инженера и учительницы, которых и разведчики-то называли между собой «Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович», оставшихся в занятом немцами Калинине для подпольной работы? Или Марии Медведевой и ее добровольных помощников, пронесших по тылам, через леса и болота (им пришлось пройти около 500 километров!) сокровища из хранилищ Рижского государственного банка и сдавших их в целости и сохранности государству? Сдали по описи. Ничего не пропало. Ничего не прилипло к рукам.
Сколько, начиная с античных времен, написано в мировой литературе о роковой власти золота! Брат убивал брата; дети отравляли родителей; люди становились прохвостами и убийцами. Измены, подлые сделки с совестью и кровь, кровь… А здесь обычные люди получают возможность неслыханно обогатиться, причем это богатство им просто в буквальном смысле само в руки далось. Они же, ежеминутно рискуя жизнью, день и ночь идут на восток, чтобы вернуть своей стране, своему народу то, что ему принадлежит. Нет, не золото на советской земле – мерило человеческой ценности, а поведение человека, его ратный и трудовой подвиг в боевых и рабочих буднях!
Как не вспомнить о том, что два года в украинском селе Попивки на Полтавщине шла глухая, но жестокая и героическая борьба за знамя 18-го танкового полка, и не назвать главных участниц это» борьбы – пожилой колхозницы Ульяны Михайловны Белогруд и ее семнадцатилетней дочери Марийки, которые, получив за это высокие боевые награды, потом, в мирное время, были удостоены орденов за высокие урожаи на колхозном поле? Как не вспомнит о Матвее Кузьмине, повторившем подвиг Ивана Сусанина и выведшем немецкий горнолыжный батальон «Эдельвейс» прямо на нашу пулеметную засаду?
Да, теперь, когда как бы окидываешь с вершины 60-летия пройденный нашей страной путь, эти люди невольно встают перед глазами.
Титулованные мемуаристы из гитлеровского генерального штаба, когда речь заходит о причинах их поражений, вынуждены невольно признавать, что не могли выполнить своих тщательно разработанных планов, ибо под их ногами горела земля и каждое дерево, каждый куст таили для них грозную неожиданность, которую никакой стратег не мог предусмотреть. Да, планы гитлеровских генералов были сорваны, как были сорваны и чудовищные замыслы самого фашистского главаря.
Сознание исторической правоты своего дела, чувство оптимизма и реального гуманизма, против которых оказалась бессильной расистская теория сверхчеловеков, позволили советскому солдату на синей стрелке столба-указателя, поставленного в центре Львова, – «Берлин – 896 километров», – подписать:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №11, 1977