«Гарри Поттер» и жанры «взрослой» литературы
Авторы представленных здесь статей исходят из противоположных оценок книг о Гарри Поттере: И. Ратке готов видеть в этих книгах только «симптом», Ю. Аммосов – «хорошую литературу». Но в одном они совпадают. И обвинитель Дж. Роулинг, и ее адвокат очень мало считаются с тем, что «Гарри Поттер» – это детская литература.
Так, рассуждая о жанровой природе поттерианы, И. Ратке спешит применить к ней тот же критерий, что и Бахтин – к роману воспитания. Но лишь мимоходом сказано о скромном, но гораздо более актуальном для «Гарри Поттера» жанре школьной повести. А между тем оглядка на эту «периферийную» традицию многое могла бы объяснить – и использование латыни для заклинаний, и «неэффективную» эксплуатацию сказочного клювокрыла (для посещения ученицей сразу двух занятий), и цикличность повествования (каникулы – учебный год – каникулы)…
Ю. Аммосов ничуть не менее бескомпромиссен в жанровом споре. Что есть «Гарри Поттер», – вопрошает он, – эпос или трагедия? И упускает при этом важную деталь: фраза Дамблдора, которую он считает ключевой для всех книг Дж.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2005