№5, 2009/Заметки. Реплики. Отклики

Федор Глинка, «Литературное дело декабристов» и Питер К. Хофт. Из комментария к трагедии «Вельзен, или Освобожденная Голландия»

Понятие «декабристская литература» очень занимательно с методологической точки зрения. С одной стороны, это понятие бесспорно имеет принципиальное значение для отечественной литературы, а с другой, его объем и содержание неопределенны, почти «фантомны». Практически все параметры здесь вызывают споры: идейное послание; особенности поэтики, в том числе — жанровые и стилистические доминанты; хронологические рамки; имена авторов и т. п. Причины подобной «фантомности» указать нетрудно: будучи откровенно оценочным, понятие «декабристская литература» стало жертвой идеологических недоразумений. Показательно, что специалисты реагировали на эту ситуацию уже на закате советской власти, когда А. Архипова в монографии «Литературное дело декабристов»1 продемонстрировала взвешенный эмпирический подход, избегая дискуссий и просто зачислив в «декабристскую литературу» произведения профессиональных писателей, которые в то же время состояли членами тайных обществ.

Однако и при осторожном отношении оценочность не исключалась: в текстах писателей-декабристов заведомо искали вольнолюбивые идеи, размышления о мятежах, политических заговорах и т. п. Удивительный по наглядности пример исследовательских процедур такого рода — изучение трагедии «Вельзен, или Освобожденная Голландия».

Ее автор — Федор Николаевич Глинка (1786-1880) — прожил долгую жизнь и остался в русской истории как необыкновенно плодовитый литератор, успешный офицер и одновременно как революционер-декабрист. Глинка участвовал в войне с Францией 1805-1807 годов, затем по состоянию здоровья вышел в отставку, с началом Отечественной войны 1812 года вернулся на службу, в 1818-м получил чин полковника, в течение нескольких лет был доверенным лицом графа М. Милорадовича, петербургского военного губернатора. В то же время Глинка — член первых декабристских организаций: Союза спасения (1816) и Союза благоденствия (1818; входил в Коренной совет; в 1820 году участвовал в Петербургских совещаниях, которые проводились на его квартире, и в съезде 1821 года, распустившем Союз). В поздних декабристских обществах не состоял. После 14 декабря 1825 года арестован, находился под следствием, 15 июня 1826 года по Высочайшему повелению освобожден, в качестве наказания переведен на гражданскую службу и отправлен в Петрозаводск под полицейский надзор.

На литературном поприще Глинка дебютировал в 1806 году, когда оказался в отставке, и до 1812 года успел опубликовать ряд произведений в разных жанрах: «Письма русского офицера», стихотворения, заметки. Здесь же — стихотворная трагедия «Вельзен, или Освобожденная Голландия». Трагедия (посвящение М. Милорадовичу датировано 15 сентября 1808 года; отдельное издание — 1810, Смоленск) была напечатана тиражом 600 экземпляров, из которых 500, как следует из предисловия, должны были продаваться «в пользу двух бедных сирот».

Автор не был особенно искушен в литературном мастерстве, и его трагедия явно несовершенна. Тем не менее она влекла исследователей. Причем ее азартно толковали как литературное выражение «политической схемы», якобы занимавшей Глинку задолго — почти за десять лет — до присоединения к Союзу спасения. Сторонники этой интерпретации утверждали, что исторический сюжет трагедии (борьба за освобождение Голландии от узурпатора царского трона Флорана) условен, внеисторичен и основан на выдумке. А значит, драматург, свободный от необходимости быть точным, якобы полностью подчинил исторический сюжет актуальным политическим планам.

Г. Гуковский (1946): «Следует отметить, что трагедия Ф. Глинки, по-видимому, целиком выдумана, то есть не основана на каком-либо факте истории Голландии. Никакого тирана Флорана в Нидерландах никогда не было, как не было и никакого Вельзена. Ф. Глинка придумал самое имя героя, может быть, исходя из фамилии известных аугсбургских богачей XVI века — Вельзер. Во всяком случае, ничего исторического в пьесе Глинки нет»2.

В. Базанов (1957): «Изображение Нидерландской революции XVI в. носит в трагедии условно-романтический характер»3.

В. Бочкарев (1959): в трагедиях В. Озерова и других драматургов начала XIX века «обычно изображаются известные исторические герои. В них также можно встретить упоминания о тех или иных исторических событиях, а иногда и подробные описания этих событий. В трагедии Глинки ничего этого нет. Она представляет собой образец чисто аллюзионной трагедии, в которой расстановка действующих лиц и развитие сюжетного действия непосредственно выражают политическую схему автора и очень слабо связаны с реальным историческим материалом»4.

Н. Королева (1975): под вероятным влиянием Ф. Шиллера (в качестве не драматурга, а сочинителя «Истории отпадения Соединенных Нидерландов от испанского владычества»), «сюжет своей гражданской трагедии Глинка берет из истории Нидерландов XVI века»5.

А. Архипова (1987): «Изображение исторической обстановки в трагедии Глинки очень условно. По сути дела, для развития фабулы не имеет никакого значения, где и когда происходит действие. Подобный сюжет мог строиться и на древнерусском материале (как в трагедии Николева «Сорена и Замир»), и на античном, и на мифологическом»6.

Как видно, исследователи трагедии, сойдясь на внеисторичности, расходились лишь в ее степени: от безоглядного вписывания борьбы с Флораном в контекст «Нидерландской революции XVI в.» — до осторожного тезиса о несущественности «времени и места действия».

Однако в трагедии двадцатидвухлетнего русского автора излагается вполне известное событие истории Нидерландов — убийство голландского графа Флориса V (1296), которое к тому же стало содержанием хрестоматийного литературного произведения — трагедии «Герердт ван Вельзен» (1613) Питера Корнелиса Хофта (1581-1647), знаменитого писателя «золотого века».

Хофт — сын влиятельного политика (амстердамского бургомистра) — в свою очередь сделал успешную карьеру, став бальи крупного округа (1609), с резиденцией в Мейденслоте (мейденском замке), где собирался «Мейденский кружок» (великий драматург Йост ван ден Вондел, создатель амстердамской ратуши архитектор Якоб Кемпен, филологи, врачи и другие интеллектуалы, любители искусств). Трагедия «Герердт ван Вельзен», созданная Хофтом тоже в возрасте двадцати двух лет, оказалась первым произведением, которое автор опубликовал под собственным именем. Это и первая голландская пьеса, сюжет которой не заимствован из Библии или античной мифологии, но посвящен национальной истории.

  1. Архипова А. В. Литературное дело декабристов. Л.: Наука, 1987.[]
  2. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М.: Интрада, 1995. С. 173.[]
  3. Глинка Ф. Н. Избранные произведения / Вступ. ст., подг. текста, прим. В. Г. Базанова. Л.: Советский писатель, 1957. С. 452.[]
  4. Бочкарев В. А. Русская историческая драматургия начала XIX века (1800-1815). Куйбышев: Куйбышевский гос. пед. институт, 1959. С. 312-313.[]
  5. Королева Н. Декабристы и театр. Л.: Искусство, 1975. С. 215.[]
  6. Архипова А. В. Указ. соч. С. 91.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2009

Цитировать

Одесский, М.П. Федор Глинка, «Литературное дело декабристов» и Питер К. Хофт. Из комментария к трагедии «Вельзен, или Освобожденная Голландия» / М.П. Одесский // Вопросы литературы. - 2009 - №5. - C. 400-416
Копировать