№8, 1986/Заметки. Реплики. Отклики

Факты – строгая вещь

Из статьи С. Розановой «Толстой и пушкинская Россия» («Вопросы литературы», 1986, N 1] с большим интересом узнал, что моя работа о Л. Толстом и В. Ф. Одоевском написана «в полном противоречии с реальными фактами» (стр. 160) и что мои тезисы и утверждения надуманны и беспочвенны. Что ж, ошибаемся мы все, и хотя сам я не люблю жанр «заметок крохобора», но всегда благодарен за исправления и уточнения, идущие на пользу нашему общему литературному делу. Жаль только, что иногда в таких случаях истина затемняется ненужной и досадной борьбой самолюбий, стремлений проучить оппонента.

Обвинения в мой адрес С. Розанова выдвигает серьезные и выражения использует при этом весьма сильные. Взглянем же на факты.

Мой оппонент сердито пишет: «Если бы Сахаров познакомился с летописью жизни Толстого за 1867 – 1868 годы, проведенные почти целиком в Ясной Поляне…» (стр. 161). Что ж, возьмем эту летопись за интересующий нас 1868 год, когда писатели общались неоднократно, и мы увидим несколько иную картину. С 16 по 19 января Толстой был в Москве, а 14 февраля вся семья Толстых приехала в Москву и поселилась в своей квартире в Кисловском переулке. В Ясную Поляну Толстой вернулся «на несколько часов» по делам хозяйства 21 апреля. Окончательно он туда переехал только 10 мая## См.: Н. Н.Гусев, Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828 – 1890, М., 1958, с. 345 – 354. Кстати, в науке вообще-то принято не новонайденные факты поверять устаревшей летописью, а ее самое уточнять постоянно на основе этих фактов Получить доступ

Цитировать

Сахаров, В. Факты – строгая вещь / В. Сахаров // Вопросы литературы. - 1986 - №8. - C. 205-206
Копировать