№6, 1958/От редакции

Факты и их освещение

«American literature», 1951 – 1957, vol. 21, N 4-vol. 29, N 2.

«Америкэн литерачур» – один из ведущих литературоведческих журналов США. Он издается университетом штата Северная Каролина с 1929 года ежеквартально, в его редколлегию входят такие известные специалисты по американской литературе, как Джеймс Д. Харт, Фред Миллет, Уиллард Торп. Круг его постоянных сотрудников составляют преподаватели основных университетов и колледжей страны. И это в известной мере определяет профиль журнала как солидного «академического» издания.

«Америкэн литерачур» – журнал «истории литературы, литературной критики и библиографии» – единообразен по своей структуре. В каждом номере печатается четыре-шесть статей; в разделе «Сообщения и обсуждения» публикуются новые архивные материалы, неизданные письма с комментариями, а также реплики, касающиеся ранее помещенных в журнале статей. В разделе «Книжное обозрение» рецензируются появляющиеся монографии по истории американской литературы.

Библиографические разделы журнала ведет известный библиограф американской литературы Джеймс Вудрес. В первом из них – «Текущие исследования» – систематизируются в тематическом порядке выходящие книги, а также защищенные и подготавливаемые к защите диссертации; в разделе «Краткие аннотации» часть названных работ реферируется, наконец в третьем разделе учитываются статьи по американской литературе, появляющиеся в прессе.

Однако бросается в глаза, что в библиографии, содержащей, помимо американских, также английские, немецкие, французские, скандинавские работы, не названо ни одного исследования, вышедшего за последние годы в Советском Союзе или странах Восточной Европы. Не отдал ли тем самым библиографический отдел этого «академического» издания дань «холодной войне?»

Но профиль журнала определяют, в конечном счете, помещенные в нем исследования. По ним же можно судить в известной мере об уровне буржуазного литературоведения в США. Показателен сам круг литературных явлений, освещаемых в Америкэн литерачур». В журнале исследуются, по преимуществу, явления литературы XVIII и XIX веков – много статей печатается о Твене, Уитмене, Эдгаре По, Генри Джеймсе. Значительно меньше внимания уделяется литературе XX века, и это, очевидно, отражает стремление журнала обойти решение злободневных вопросов современной литературной жизни. Консервативная тенденция «Америкэн литерачур» видна и в том интересе, который проявлен им к различным декадентским течениям американской литературы, например к творчеству позднего Юждина О’Нийла или Гертруды Стейн, известного «мэтра» самого изощренного формализма.

Что касается характера самих статей, то они неравноценны по своему уровню и значимости. Но даже в наиболее содержательных статьях, помещенных в журнале, ставятся лишь частные вопросы творчества того или иного писателя; авторы их уклоняются от постановки общих литературоведческих проблем, рассматривая явления литературы вне связи с общественной жизнью своего времени.

Остановимся на конкретных примерах. Бесспорен интерес, проявляемый американским литературоведением к творчеству Марка Твена. Об этом свидетельствуют как статьи и публикации, появляющиеся почти в каждом номере «Америкэн литерачур» (о нем написано больше всего статей), так и деятельность специального общества Марка Твена, издание журналов «Mark Twain Journal» и «Twainian». В какой же мере статьи в журнале «Америкэн литерачур», во многом показательные для современного состояния американской «твенианы», способствуют глубокому изучению наследия великого писателя? Ряд работ посвящен раннему творчеству Марка Твена. Среди них наиболее интересной представляется статья Д. Мак Клоски «Марк Твен как критик в «Простаках за границей» (1953, май). Автор ее полемизирует с традиционной недооценкой критической направленности этого произведения, в соответствии с которой считается, что писатель, надев маску «простака», человека «фронтира», лишь беззлобно посмеивается над «утонченной» культурой Европы. Так, Мак Клоски справедливо усматривает в «Простаках» проявление складывающегося сатирического метода Твена; в частности, он приводит многочисленные примеры, свидетельствующие о резко отрицательном отношении писателя к клерикализму.

Несколько статей посвящено роману «Гекльберри Финн», занимающему, как известно, одно из центральных мест в творчестве писателя. Они свидетельствуют о том, что американские литературоведы уделяют много внимания изучению языка И стиля писателя.

Статья Рэя Фрэнтца «Роль фольклора в «Гекльберри Финне» (1956, ноябрь) отражает общий интерес к изучению фольклорных основ творчества великого писателя, проявившийся еще в ряде работ, вышедших в 30 – 40-е годы (Бернард де Вото, Вагенкнехт и другие).В них наряду с отдельными верными наблюдениями настойчиво проводилась мысль о том, что близость к устному народному творчеству якобы приводила Марка Твена к «бурлескиости», «нехудожественности». Рэй Фрэнтц в противовес этим утверждениям считает, что использование фольклора, наоборот, обогащало писателя, он показывает, в частности, как мир представлений бездомного бродяги Гека и его друга белого негра Джима насыщен народными легендами и повериями. К сожалению, исследователь, касаясь художественного своеобразия романа, совершенно обходит вопрос об его идейной направленности. Этот недостаток характерен для большинства статей в журнале.

Вопросам композиции романа посвящена статья Фрэнка Балданца «Структура «Гекльберри Финна» (1955, ноябрь). В ней автор полемизирует с утверждением о том, что произведение Марка Твена представляет лишь цепь отдельных эпизодов. Он подмечает, например, элементы внутреннего ритма и тематические повторы, которые способствуют художественной целостности романа. Интересные наблюдения содержатся и в статье «Марк Твен и драма» (1953, ноябрь). Автор ее Роберт Уиггинс на ряде примеров, в том числе из «Гекльберри Финна», показывает драматичность повествовательной манеры у Марка Твена, что проявляется как в построении отдельных эпизодов в виде сцен, так и в способах создания характеров, в которых выделяется по преимуществу, какая-то одна черта. Статья Лео Маркса содержит наблюдения над мастерством Твена-пейзажиста (1956, май). Автор ее, сопоставляя описания восхода в «Томе Сойере», «Жизни на Миссисипи» и «Гекльберри Финне», показывает, как растет художественное мастерство писателя, освобождающегося от традиционных приемов описания природы.

И все же ни в одной из названных статей не сделано попытки показать роман на фоне идейной борьбы своего времени, раскрыть его значительный общественный резонанс.

Бесспорный интерес представляет статья Эдгара Гулда «Марк Твен о писательском мастерстве» (1945, май). Собранные в ней материалы свидетельствуют о глубоко реалистических принципах эстетики великого писателя, помогают полнее познать его творческую лабораторию.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 1958

Цитировать

Гиленсон, Б. Факты и их освещение / Б. Гиленсон // Вопросы литературы. - 1958 - №6. - C. 195-202
Копировать