№6, 1958/Обзоры и рецензии

Сборник статей о Драйзере

«The Stature of Theodore Dreiser: A critical survey of the man and his work». Ed. by Alfred Kazin and Charles Shapiro, with an introduction by Alfred Kazin, Indiana Univ. Press. Bloomington, 1955.

Творчество Теодора Драйзера составило целую эпоху в развитии американской литературы нашего века.

Книги писателя никогда не встречались равнодушно. Для одних появление уже его первых романов служило откровением, началом борьбы за правдивое искусство, борьбы против ханжества, лживых мещанских иллюзий. Других перепугала и возмутила потрясающая честность и откровенность, с какой Драйзер заговорил о грубых и неприглядных сторонах жизни.

Бурная полемика вокруг Драйзера продолжалась в течение всей жизни писателя. Она не смолкла и теперь, о чем свидетельствует рецензируемый нами сборник. В книгу вошли рецензии на «Сестру Керри», отметившую начало литературной деятельности Драйзера, биографические очерки и воспоминания, статьи о творчестве писателя, разбор отдельных романов. Все это написано разными по своим взглядам авторами и опубликовано в разное время, на протяжении полувека. Новое опубликование этого материала в одном сборнике дает не только историческую картину споров о Драйзере, но и служит их продолжением.

Замысел составителей книги – представить перед читателем «битву взглядов» (так, кстати, озаглавлен один из разделов сборника), которая велась ранее и ведется ныне по поводу творчества и мировоззрения Драйзера. Замысел этот нельзя не признать интересным: весьма поучительно, окидывая взором творческий путь писателя, вникнуть в характер этой «битвы мнений». В результате перед нами вырисовывается не только облик Теодора Драйзера, но и, пожалуй, с еще большей четкостью облик американских критиков, выступавших в печати со своими концепциями его творчества. А. Казин и Ч. Шапиро предоставили страницы сборника как тем авторам, для которых Драйзер был вождем и смелым начинателем нового направления в американском романе, так и тем, кто весьма активно и даже злобно выступал против него и отказывался видеть художественные достоинства в его произведениях и замечать глубину его раздумий и идейных поисков. На первый взгляд, Казин и Шапиро как будто стремились быть объективными. Однако уже самый состав авторов говорит, что эта объективность имеет свои пределы: мы не найдем в сборнике ни одной статьи из тех, что были опубликованы в коммунистической печати, – лишь заглавия некоторых из них помещены в довольно пространной библиографии. Это, конечно, не случайность. Бросается в глаза и то, что в сборнике нет ни одной работы, в которой бы рассматривалась публицистика Драйзера, хотя уже само заглавие обязывает к всестороннему рассмотрению всех аспектов деятельности писателя.

Перелистывая сборник, мы встречаем давно знакомую нам «Апологию грубости» опубликованную еще в 1917 году статью Шервуда Андерсона. Защищая Драйзера от нападок «строгих моралистов», разгневанных «безнравственностью» романа «Гений» Андерсон утверждает, что правдивая литература не может не быть грубой, ибо груба сама действительность буржуазной Америки. Мы снова читаем слова Синклера Льюмса о том, что Драйзер, «мало кем признанный, зачастую подвергавшийся травле, покончил с викторианской робостью и аристократической элегантностью, привитыми американскому роману Хоуэлсом, и расчистил путь к честности, смелости и горячей жизни» (стр. 112). Среди искренних ценителей Драйзера найдем мы, например, профессора Ф. А. Маттиссена, автора интересного исследования «Теодор Драйзер», вышедшего в 1951 году, уже после его трагической смерти (Маттиссен, как известно, покончил с собой, чтобы спастись от преследований ФБР), вторым изданием. Взгляды этих авторов прямо противоположны взглядам Стюарта Шермана, Шейфера, Лайонеля Триллинга – наиболее агрессивных противников Драйзера.

Многие представители реакционной буржуазной критики позволяли себе, особенно в начале его творчества, писать о Драйзере с крайним высокомерием, то характеризуя его как невежду и недоучку, то заявляя, что он, сын иммигранта, ничего не понимал в американской действительности. Но теперь уже невозможно не признать тот факт, что Драйзер стоял во главе американского реализма. «Творчество Драйзера настолько слилось с действительностью, – пишет в предисловии к сборнику его составитель Альфред Казин, что в течение более полувека он был для нас не просто писателем, _ как все другие писатели, а целой главой американской жизни. С самого начала, как можно судить по рецензиям на «Сестру Керри», Драйзер был воспринят как новый класс, как тенденция, как беспокойное направление в американской жизни, как извержение вулкана» (стр. 5).

Нас, однако, не должны вводить в заблуждение эти слова А. Казина: и он и другие современные реакционные критики, высказав подобное признание, спешат тут же изыскать доводы, которыми они пытаются умалить величие творческой личности Драйзера.

Нужно отметить, что многие критики Драйзера, основываясь на его автобиографических книгах, весьма настойчиво пытаются отождествить писателя с его героями – Каупервудом, Витлой, а затем и с Солоном Барнесом, стараясь тем самым не только обеднить творческий метод писателя, но и представить в невыгодном свете Драйзера-человека. Драйзеру действительно был чужд аскетизм, и действительно он, сын бедняка, живя в обществе, в котором мерой человеческого достоинства служат деньги, стремился к личным успехам и материальной обеспеченности. Но Драйзер не Каупервуд, хотя порой он, писатель, действительно любуется сильной личностью своего героя, будучи, однако, совершенно далек от преклонения перед богатством и преуспеянием.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 1958

Цитировать

Корнилова, Е. Сборник статей о Драйзере / Е. Корнилова // Вопросы литературы. - 1958 - №6. - C. 233-238
Копировать