№6, 1958/Обзоры и рецензии

О драматургии Ромена Роллана

Т. Вановская, Ромен Роллан, 1866 – 1944, изд. «Искусство», Л. -М-1957, 176 стр.

Интерес к творчеству Ромена Роллана в нашей стране очень велик. В круг советских исследователей Роллана входят все новые имена. Среди содержательных, ценных работ, появившихся за последние годы, стоит отметить, например, статью В. Балахонова о «Клерамбо» (в ленинградском сборнике «Романо-германская филология», 1957), статью Ф. Тейтельбаум «Кола Брюньон» Ромена Роллана и французский фольклор» (в Ученых записках Куйбышевского пединститута, 1955), статью М. Тахо-Годи «Творческая история романа Р. Роллана «Кола Брюньон» (в Ученых записках Ленинградского пединститута имени А. И. Герцена). Но все это работы небольшого объема и сравнительно узкого, специального плана. Книжная литература о Роллане у нас еще очень невелика.

Книга Т. Вановской «Ромен Роллан» вышла в серии выпускаемых издательством «Искусство» научно-популярных очерков о классиках зарубежной драматургии. В ней рассматривается одна из наиболее сложных и наименее изученных областей наследия Ромена Роллана – его пьесы. Этапы развития роллановской драматургии показаны Т. Вановской на широком фоне общей идейно-творческой эволюции писателя. Краткий обзор творчества Роллана в целом в хронологической последовательности сочетается с развернутым анализом основных его драм. Книга, несмотря на небольшой свой  объем, очень богата содержанием. Она дает читателю много нового в познании не только Роллана-драматурга, но и творчества Роллана в целом. Автор целеустремленно выдвигает на первый план то, что является действительно главным в Роллане-художнике активный, жизнеутверждающий характер его творчества, поиски нового искусства, содействующего борьбе за лучшее будущее народов.

Работа Т. Вановской, общедоступная по изложению, во многом носит исследовательский характер. Автор вводит в советский читательский обиход немало нового материала. В книге освещены, например, ранние, неоконченные драмы Роллана «Савонарола» и «Побежденные»; сообщаются малоизвестные данные о творческой и сценической истории роллановских пьес; приводятся интересные высказывания писателя, взятые из его недавно опубликованных во Франции воспоминаний, дневников, писем. Но еще важнее, что Т. Ваковская – в результате вдумчивого, обстоятельного анализа важнейших пьес Ромена Роллана дает обоснованную постановку вопроса о новаторстве Роллана-драматурга: «Пафос критики и отрицания сочетается в драме Роллана со страстными исканиями новых истин. Она вся проникнута тревожным и напряженным ожиданием грядущих перемен и рвется навстречу новому. В критической литературе сложилось мнение о драме Роллана как о драме книжной. Это в значительной мере объясняется особой природой сценического искусства Роллана, отличного от устоявшихся драматургических традиций» (стр. 27 – 28).

Книга Т. Вановской дает правильное представление о том, в каких трудных, порой мучительных творческих поисках рождались драмы Роллана, во многом шедшие вразрез с общепринятыми, встречавшие непонимание или даже, враждебность в буржуазном театральном мире. Не замалчивая недостатков, художественных просчетов или даже провалов, свойственных тем пьесам Роллана, в которых отразились его абстрактно-гуманистические предрассудки (пример тому – «Торжество разума»), Т. Вановская верно отмечает глубокую народность, присущую лучшим произведениям роллановской драматургии, богатство их идейного социально-философского содержания.

Творческие искания Роллана в области театра были тесно связаны с его исканиями более широкого, общеэстетического порядка. Т. Вановская цитирует слова Роллана о том, что он стремился к «историческому реализму» (стр. 53). Можно и в других – оставшихся за пределами рецензируемой книги – высказываниях Роллана найти свидетельство о том, что он с молодых лет тяготел к реализму нового типа, во многом отличному от известных ему образцов искусства прошлого. Он писал в 1893 году, своему старому другу, Мальвиде фон Мейзенбуг: «Я, кажется, иду ‘теперь… к искусству, в одно и то же время героическому и современному, реалистическому, старинному и сегодняшнему» 1.

  1. »Cahiers Romain Rolland. Choix de lettres a Malwida von Meysenbug», Paris, 1948, p. 88. []

Цитировать

Мотылева, Т. О драматургии Ромена Роллана / Т. Мотылева // Вопросы литературы. - 1958 - №6. - C. 239-243
Копировать