№4, 1964/Литература в школе

Эволюция жанра

Вот уже более пятидесяти лет преподаватели русской литературы в высших учебных заведениях пользуются так называемыми семинариями. Это пособие имеет целью помочь студенту в приобретении навыков самостоятельной работы. Не возбраняется и даже рекомендуется пользоваться семинариями также и учителям школ, лекторам и всем занимающимся самообразованием. Но все книги такого рода, как это неизменно подчеркивается, прежде всего рассчитаны на студентов.

«Семинарий» представляет собой учебно-методическое пособие, предназначенное для студентов филологических факультетов университетов и педагогических институтов» (М. М. Гин и В. Е. Евгеньев-Максимов, Семинарий по Некрасову, Изд. ЛГУ, 1955, стр. 3).

«Настоящий «Семинарий» является учебно-методическим пособием, предназначенным для студентов филологических и литературных факультетов высших учебных заведений, преподавателей литературы, а также для самообразования» (Б. И. Бурсов, Л. Н. Толстой. Семинарий, Учпедгиз, Л. 1963, стр. 2).

«Пособие предназначено для студентов-филологов педагогических институтов и университетов…» (Г. П. Пирогов, А. Н. Островский. Семинарий, Учпедгиз, Л. 1962, стр. 3).

В таком же роде рекомендуют в предисловиях свои: издания все авторы семинариев.

Студенту сплошь и рядом самому действительно трудно выбрать нужную тему. Предоставленный себе, он в одних случаях возьмет слишком грандиозную тему и, не справившись с нею, потеряет интерес к работе, в других – тема будет слишком узкая.

В семинарии к его услугам перечень нескольких десятков тем по каждому писателю (у нас есть семинарии по многим авторам – от Пушкина до Шолохова включительно), по эпохам, жанрам или направлениям («Русская устная словесность», «Старорусская повесть», «Два века русской литературы», «Русская советская литература периода Отечественной войны», «Социалистический реализм»).

Каждая тема снабжена примерным планом – перечисляются вопросы, которые следует разработать. К теме приложена библиография.

Зарубежная педагогическая практика не знает книг подобного типа.

О популярности этих пособий можно судить по тому, что некоторые писатели (Некрасов, Горький, Шолохов) имеют уже по нескольку семинариев, составленных разными исследователями, а отдельные семинарии переиздаются – «Маяковский», например, вышел уже четвертым изданием.

«На сегодняшний день», как принято в таких случаях выражаться, существует свыше пятидесяти книг такого рода, причем больше половины вышли в послевоенные годы.

Очевидно, перед нами – важный и насущно необходимый жанр литературно-библиографических изданий.

Его родоначальником по праву считается Н. Пиксанов. Педагогический опыт подсказал автору первых семинариев («Три эпохи…», «Пушкинская студия» и др.) правильное решение основной задачи – воспитания навыков самостоятельной работы.

Н. Пиксанов писал:

Цитировать

Рейсер, С. Эволюция жанра / С. Рейсер // Вопросы литературы. - 1964 - №4. - C. 182-184
Копировать