Экономист о Щедрине
Р. Левита, Общественно-экономические взгляды М. Е. Салтыкова-Щедрина, Калужское кн. изд-во, 1961, 239 стр.
В Калуге вышла книга о Щедрине. Молодой автор ее Р. Левита – не критик и не литературовед. Он экономист. И книга его посвящена изучению общественно-экономических взглядов писателя. Взгляды эти занимают важное место в мировоззрении и творчестве Щедрина. Но они никогда не исследовались историками русской экономической мысли. Работа Р. Левита – первый и серьезный опыт такого исследования.
Круг тем и вопросов, затрагиваемых в книге, широк. Автор пишет о взглядах Щедрина на причины и характер общественного развития и на социализм, выясняет его отношение к крестьянской реформе и пореформенному развитию капитализма в России, к сущности капиталистической эксплуатации и к пережиткам крепостничества в русской деревне, к крестьянской общине и к доктринам народничества; дает аналитический обзор суждений писателя о торговой и финансовой политике самодержавия, об «отходничестве» и выкупных операциях; комментирует страницы щедринской сатиры, посвященные бюджету и бирже, банкам и концессиям, арендам и субсидиям, акционерным обществам и кооперации; определяет характер связей экономических воззрений Щедрина с теориями и системами русских и западноевропейских экономистов, и т. д., и т. п. Книга Р. Левита существенно расширяет тематику исследования Щедрина и вместе с тем обогащает это исследование рядом конкретных наблюдений значительного интереса и ценности.
Одно из наиболее любопытных наблюдений, быть может даже открытий, относится к документу, возникшему в период службы писателя в Твери, на посту вице-губернатора. Речь идет о «Записке по проекту правил для фабрик и заводов», представленной в. августе 1861 года в министерство внутренних дел от имени тверского губернатора графа Баранова. Р. Левита доказывает, что подлинным автором этой обширной «Записки» был Салтыков. Аргументация исследователя во многом убедительна, хотя вопрос этот еще нуждается в дальнейшем изучении. Положительное решение его дает в руки исследователя новый источник для оценки мировоззрения Салтыкова начала 60-х годов, важный в первую очередь для оценки его взглядов на рабочий вопрос и на природу и сущность капиталистической эксплуатации.
Свежи и плодотворны многие предлагаемые в книге толкования щедринских произведений и отдельных мест в них. Таково, например, раскрытие содержания и «адресата» полемики в известной щедринской «статье 1862 года «Каплуны». Щедрин спорит в ней с теми, кто допускает «возможность непосредственного перехода от действительности к идеалам». Р. Левита высказывает мысль, что в существе своем эта полемика велась с доктриной «русского социализма» – с утопической верой в то, что победа крестьянского восстания, страстным ожиданием которого жила наша революционная демократия 60-х годов, принесет народу одновременно и политическое и социальное освобождение, принесет торжество социализма (стр. 70 – 76). Такое толкование дает новый материал для обсуждения спорного вопроса о причинах, по которым Чернышевский возражал против обнародования «Каплунов».
Принципиально важен комментарий к рассказу «Зиждитель» (1874) – к тому месту этого рассказа, где Щедрин как бы берет под защиту сельскую общину, требуя, чтобы решение вопроса о ней было предоставлено самим крестьянам. Некогда М. С. Ольминский усмотрел здесь «уступку» Щедрина народничеству. Р. Левита обоснованно снимает этот упрек и устанавливает близость в этом вопросе позиции Щедрина к позиции Ленина.
Сопоставление данных земской статистики 70 – 80-х годов с знаменитой «коротенькой статистикой» села Благовещенского из «Современной идиллии» позволяет автору остроумно и наглядно показать удивительное умение Щедрина сохранять суровый реализм изображения, вплоть до точности отдельных деталей, в самых гротескных страницах своей сатиры (стр. 178 – 181).
Перечень нового, что «прочитал» у Щедрина исследователь-экономист, обширен. При этом Р. Левита не боится обобщений. Однако в них он менее убедителен, чем в конкретных наблюдениях. И понятно почему.
Искусство Щедрина, как и искусство всякого писателя, неотделимо от его мировоззрения, от тех его взглядов, в том числе и экономических, с какими он подходил к художественной и публицистической разработке коренных вопросов русской действительности своего времени. Но Щедрин не философ, не социолог, не политический деятель и не экономист. Он прежде всего художник. На протяжении своей долгой литературной деятельности он ни разу не пытался (не возникало, по-видимому, такой потребности) изложить свои теоретические взгляды сколько-нибудь систематически, полно и в строго логической форме.
Нельзя поэтому подходить к Щедрину как к теоретику и забывать о художественной форме, образной системе, эмоциональной окраске выражения его взглядов. А Р. Левита порою забывает об этих вещах и, увлекаясь экономическим анализом, подходит к Щедрину именно как к ученому-теоретику, а не как к художнику.
Отсюда наивные формулировки и упреки: «Щедрин не оставил нам капитальных трудов в области политической экономии» (стр. 93); «…противопоставить народничеству дельную и глубокую концепцию, раскрывающую прогрессивность капитализма, он не смог», (стр. 165) и т. п.
Отсюда же неверное понимание некоторых произведений Щедрина, идейное содержание которых не вполне совпадает с теоретически сформулированными взглядами писателя. Трудно, например, согласиться с выводами автора, будто Щедрин столь отчетливо – и это в начале 60-х годов! – представлял себе историческую миссию капитализма, что призывал передовую революционную интеллигенцию активно участвовать «в расчистке пути новому капиталистическому обществу в Россия», хотя бы и с целью «ускорения прихода будущего социалистического строя» (стр. 71 и 73).
Очевидно, что такая характеристика плохо согласуется с идейной и эмоциональной позицией создателя «Благонамеренных речей», «Убежища Монрепо», «За рубежом» и других произведений, являющихся великим художественным судом писателя-демократа над современным ему буржуазным миром.
Но имеющиеся в книге Р. Левита недостатки являются продолжением ее достоинств – увлеченного стремления автора-экономиста осветить те стороны мировоззрения Щедрина, мимо которых проходили «исследователи-литературоведы.