Устремленность в будущее
Н. Дамдинов, Границы поэзии, Улан-Удэ, 1962, 66 стр.
«Можно ли поэту писать статьи на литературные темы? Можно, но лучше, если он предпочтет статьям стихи, ибо, поскольку он называет себя поэтом, читатели прежде всего ждут от него стихов, а не досужих размышлений на тему, какова должна быть поэзия.
Однако в литературной практике очень часто возникает необходимость выступить с защитой своих позиций по вопросам мастерства, техники, творческого метода. Тут уж никто не может упрекнуть поэта в измене своему ремеслу», – так пишет Николай Дамдинов в предпосланной сборнику его статей заметке»От автора». И действительно, эта небольшая книжечка вся пронизана полемикой, вся она – страстная защита своих позиций в литературе.
Прослеживая пути родной бурятской поэзии, Н. Дамдинов видит ее в постоянном росте, в совершенствовании, он отмечает рождение новых художественных форм, которые диктуются временем, его новым содержанием, новыми жизненными проблемами. С чувством подлинного историзма пишет он о мужественной правде, о суровом и пламенном пафосе творчества основоположников бурятской литературы Х. Намсараева, Ц. Номтоева, Б. Абидуева. В их произведениях, пронизанных духом борьбы, покоряет идейная убежденность, цельность. Лирика здесь неразрывно Связана с публицистикой и лицо времени предстает «в подлинном виде, без прикрас, без дешевых побрякушек».
В последующие Десятилетия бурятская поэзия шагнула далеко вперед по пути художественного совершенства, она научилась более глубоко проникать в мир героя, постигать движения души человека, освоила новые средства выразительности (Ц. Галсанов, Ч. Цыдендамбаев, Ш. Нимбуев).
Но в годы культа личности из многих произведений нередко исчезала атмосфера непринужденности и задушевности, появлялась парадность, пышность, реальная жизнь с ее трудностями и борьбой оказывалась за пределами литературы.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.