№12, 1974/Жизнь. Искусство. Критика

Драматургия: поиски, противоречия, успехи

На протяжении веков освободительные идеи постоянно питали венгерскую поэзию, вот почему поэзия занимала такое большое место в духовной жизни народа. Что же касается драматургии, то, несмотря на то, что в отдельных случаях она оказывала значительное влияние на развитие национальной культуры, все же до освобождения она не блистала таким творческим созвездием, какое в поэзии составили Петефи, Ади, Аттила Йожеф, Радноти. Причину этого следует искать, видимо, в том, что драма, театр по сравнению с поэзией рождаются на общественной почве более подготовленной, более зрелой. Именно после освобождения у нас возникла подлинно оригинальная драматургия, ставящая острые проблемы современности и венгерской истории, драматургия, коренным образом отличающаяся от прежней буржуазной развлекательной драмы, наиболее характерным представителем которой был Ференц Мольнар.

После продолжительного периода поисков и неудач наша драматургия стала одним из самых ярких явлений в художественной жизни. Впервые в истории венгерской литературы и венгерского театра драматургия завоевывает и мировое признание. Причина этого, разумеется, не только в том, что драматургия отражает жизнь и проблемы нового общества. Интерес вызывают и сами художественные завоевания в области драматургии, исключительное своеобразие этого жанра на современном этапе. Успех пьес Ийеша за рубежом говорит сам за себя. Получили признание как в своей стране, так и у зарубежной публики и критики пьесы других авторов. Популярность пьес Иштвана Эркеня и Кароя Сакони объясняется тем, что их авторы, ставя серьезные общественные проблемы, глубоко вскрывают их социальную природу, причем делают это в остросатирической манере. Например, пьеса Эркеня «Семья Тотов» беспощадно высмеивает тех людей, которые готовы под давлением любых внешних обстоятельств отказаться от своих жизненных принципов. Их жизнь теряет смысл, оказывается подчиненной «демонизму» чуждой им власти.

В пьесе, действие которой происходит в годы второй мировой войны, говорится о том, как в семью одного железнодорожника приезжает майор – начальник их сына-фронтовика, морально извращенный человек. Семья считает, что ради будущего сына, ради его безопасности необходимо подчиниться воле самодура-солдафона, вынося все его капризы. В начале пьесы зритель узнает, что сын семьи Тотов погиб на фронте, и это делает ситуацию поистине невыносимой. В пьесе отражается один из важнейших исторических уроков, связанный с той политической концепцией, которую венгерские правящие круги некогда называли «реальной политикой» и при помощи которой венгерский народ не раз отдавался в полную зависимость угнетателям: австрийцам, затем немцам, – это была гибельная политика, долго препятствовавшая развитию нации. Параболическая ситуация пьесы Эркеня как бы вносит разрядку в ту историческую напряженность, в какой веками находился венгерский народ.

Я привел в качестве примера эту пьесу, потому что в ней ярко проявилось социальное и историческое чутье драматурга. Когда семья Тотов все же восстает против майора, не желает более терпеть навязанный ей образ жизни – в этом факте ощущается мысль автора о том, что здоровая жизнь и нации и личности требует сопротивления несправедливости и угнетателям.

Характерно, что эта мысль, получившая в пьесе весьма убедительное художественное решение, была уже высказана в венгерской поэзии; в эпиграмме «Эпитафия испанцу-земледельцу» Аттила Йожеф писал:

Франко забрил меня, отдал капралам своим

озверелым.

Я побоялся сбежать: я ведь знал –

это пахнет расстрелом.

К стенам Ируна лишь трусость вела меня, –

не потому ли

против свободы я шел?.. Но и так не ушел я

от пули.

(Перевод В. Корчагина.)

Как мы видим, добровольное смирение перед власть имущими, перед социальным злом, конформизм – против этого в прошлом восставала прогрессивная общественность. Но социальные и психологические причины этого явления в эстетическом плане, повторяю, стало возможным осмыслить и выразить только после освобождения.

Назову также и пьесу Кароя Сакони «Жока, жизнь моя». Здесь, на ином жизненном материале, художественно достоверно исследуется та же проблема. Это история двух друзей, один из которых, ослепленный лозунгами догматического периода, перестает реально воспринимать действительность; другой же теряет человеческое достоинство в поисках легкого заработка. Эта пьеса глубоко драматическая, в ней своеобразно сочетаются элементы реальности и гротеска.

Я остановился на двух наиболее интересных пьесах не только потому, что они отличаются острой постановкой социальных вопросов, но и потому, что они дают представление о проблемах современной венгерской драматургии, – ее сегодняшние поиски могут стать залогом новых интересных открытий.

Любой театр, по сути дела, опирается на два взаимосвязанных драматургических элемента. Первый элемент – это действие, второй – идея. Действие без идеи или действие, приводящее к мелким мыслям, оборачивается натурализмом. Когда же сценические события становятся иллюстрацией, театр превращается в рупор идей.

В венгерской драматургии можно отчетливо проследить обе эти тенденции, рождающие разделение на театр «действия» и театр «мысли». Первый тяготеет к натурализму, второй – к отвлеченности. Правда, надо иметь в виду, что это крайние полюса.

Однако бывает, что тот или иной театр старается закрепиться на одном из этих полюсов. Делается это не просто для того, чтобы иметь свое лицо; иногда это диктуется стремлением простейшим путем освоить современную проблематику. Но простейшие пути в искусстве не всегда самые плодотворные. Большое распространение сейчас получили, скажем, пьесы, в которых ставится некая «конкретная проблема», воссоздается ситуация, подсмотренная в жизни. К сожалению, «конкретная проблема» чаще всего оказывается всего лишь бытовым случаем, а постижение закономерностей действительности подменяется натуралистическим воспроизведением жизни.

В Театре имени Дерине, например, поставлена пьеса Антала Вега «Искатели счастья». Название пьесы ассоциируется с типичной пьесой-сказкой, вспомним классическое произведение Михая Верешмарти, в котором Чонгор и Тюнде тоже выбрали стезю искателей счастья…

Цитировать

Герман, И. Драматургия: поиски, противоречия, успехи / И. Герман // Вопросы литературы. - 1974 - №12. - C. 43-51
Копировать