№12, 1970/На темы современности

«Биттерфельдский путь» – проблемы и перспективы

В 1959 году в ГДР была принята программа практических мероприятий, направленных на сплочение литературных сил и воплощение в жизнь политической линии СЕПГ в области искусства. Нашедшая самый широкий отклик среди творческой интеллигенции страны, эта программа, получившая название «Биттерфельдского пути», сыграла огромную роль в развитии литературы социалистического реализма в ГДР. Немецкий литературовед К. Ярмац рассказывает в своей статье об этапах, которые прошло движение «Биттерфелъдский путь», подводит первые его итоги и намечает дальнейшие перспективы борьбы за новый подъем социалистического, реалистического искусства, служащего делу партии и народа.

Со времени первой Виттерфельдской конференции прошло более десятилетия. В литературе ГДР это была эпоха активного созидания, эпоха, отмеченная появлением многих значительных произведений и новых талантливых прозаиков, поэтов, драматургов. В публикуемых нами статьях исследовательница из ГДР А. Гроссе и советский литературовед Е. Книпович рассказывают о жизни литературы ГДР последних лет, о напряженных поисках новых тем и форм, о новых книгах и новых писательских именах.

Более десятилетия назад, весной 1959 года, на первой Виттерфельдской конференции в результате всесторонней, дискуссии, в которой приняли участие деятели искусств, партийные и государственные работники и трудящиеся ГДР, была разработана программа движения, получившего название «Биттерфельдский путь».

В ту пору число деятелей искусства, полностью осознавших характер новых исторических условий и вытекающих отсюда закономерностей развития искусства, было еще не очень велико. Ныне «Биттерфельдский путь» – одна из основ нашей социалистической политики в области культуры. Идеи этого движения находят среди художников всестороннюю поддержку; они помогают создавать зрелые произведения социалистического искусства, отражающие правду о нашем общественном строе.

У движения «Биттерфельдский путь» есть уже история. Первый его этап был непосредственно связан с задачами отображения в искусстве глубоких перемен в жизни нашего общества, развивающегося по пути социализма. Партия призывала художников правдиво рассказать о становлении социалистической личности – прежде всего в среде рабочего класса.

Пятый съезд СЕПГ, выдвинувший лозунг «По-социалистически работать, учиться и жить», призвал рабочий класс глубоко изучать произведения мирового искусства. Решения съезда создали новые возможности и для искусства нашей республики. Общественное развитие вело к восстановлению единства искусства и жизни на новой, социалистической общественной основе. Разрушение единства искусства и жизни в капиталистическом обществе – хотя с развитием средств массовой коммуникации там создавались как никогда благоприятные предпосылки такого единства – сделало необходимым преодолеть в процессе социалистического культурного строительства все тяжкие для искусства последствия этого разрыва. Только так могли возникнуть условия для осуществления объективных закономерностей развития социалистического искусства.

Эта программа потребовала дальновидного прогнозирования развития искусства и руководства этим процессом. «Биттерфельдский путь» и явился осуществлением программы политического руководства искусством, преследовавшей цель использовать новые возможности для развития реалистического искусства в нашей республике. Цель движения состоит в том, чтобы добиться прогресса во всех областях искусства и воплотить в жизнь обширную программу политического руководства их развитием.

Стремясь к прогрессу в искусстве, к единству искусства и жизни, к художественному воплощению новых, социалистических отношений и к созданию образа революционера сегодняшнего дня, наши писатели нашли в движении «Биттерфельдский путь» объединяющую их художественную платформу. Это очень важно, поскольку умение диалектически согласовывать индивидуальные интересы, специфические таланты и склонности отдельных художников и коллектива художников с общественными требованиями и потребностями является решающей предпосылкой художественного прогресса в социалистическом обществе.

Процесс этот сложен, исполнен динамики, постоянно возникающих и решающихся противоречий. Это подчеркнула Анна Зегерс в своей речи на Международном конгрессе писателей в Берлине и Веймаре в 1965 году. Она говорила тогда, что действительность ГДР является совершенно новым и непрерывно изменяющимся объектом изображения. Художник, отображающий эту действительность, также не может не изменяться, и, стало быть, перед нами «два вида бурного движения». Задача состоит в том, чтобы согласовать эти «бурные движения». Такая задача предполагает постоянное изменение, постоянное стремление художника соответствовать объективным требованиям своего общества и своей эпохи. Искусству при этом отводится необычайно важная роль. Именно искусство, как никакая другая форма общественного сознания, способно передать революционный характер нашей эпохи.

«Биттерфельдский путь» оправдал себя как система политического руководства искусством, доказал, что открывает возможность постоянно согласовывать интересы и склонности отдельной творческой личности и творческих коллективов с социалистическим общественным субъектом и тем самым высвобождать основные движущие силы для прогресса социалистического и реалистического искусства. «Биттерфельдский путь» открыл широкие перспективы перед всеми творческими работниками ГДР.

На первой Биттерфельдской конференции 1959 года главное внимание было обращено на то, чтобы наладить прочные и длительные связи между художниками и социалистической действительностью, добиться перехода всей творческой интеллигенции на социалистические позиции, что дало бы возможность создать высокохудожественные произведения о жизни нашего общества. Первая Биттерфельдская конференция выдвинула перед художниками две задачи.

Цитировать

Ярмац, К. «Биттерфельдский путь» – проблемы и перспективы / К. Ярмац // Вопросы литературы. - 1970 - №12. - C. 48-54
Копировать