Библиография альманахов и сборников
О. Д. Голубева, Литературно-художественные альманахи и сборники. 1928 – 1937 годы. Всесоюзная книжная палата, М. 1989. 758 стр.
До самого последнего времени мы не имели ни одного специального справочника, посвященного систематическому описанию литературно-художественных альманахов и сборников, вышедших в нашей стране с начала нынешнего века. Упоминались, правда, эти издания в общих библиографических работах (как, например, в указателях Н. Мацуева), но место, отводимое им, было явно недостаточно и перечень их охватывал лишь небольшое число имеющихся названий. Лишь совсем недавно, в конце 50-х годов, в издании Книжной палаты один за другим вышли справочники: О. Голубевой «Литературно-художественные альманахи и сборники. 1900 – 1911 годы» (1987) и Н. Рогожина «Литературно-художественные альманахи и сборники. 1912 – 1917 годы» (1958). В минувшем 1959 году появился еще один справочник О. Голубевой, охватывающий десятилетие с 1928 по 1937 годы.
Ценность этого издания несомненна. Обобщенные в нем сведения о семистах с лишним альманахах и сборниках, вышедших в СССР на русском языке в течение десятилетия, существенно обогащают наше представление о литературном процессе 20 – 30-х годов, дают в руки исследователей обширный библиографический материал.
Остановимся сначала на общих принципах, положенных составительницей в основу работы и перечисленных в кратком авторском предисловии.
Прежде всего О. Голубева стремится возможно точнее определить, какого рода материал использован ею в указателе и какой сознательно отвергнут «из-за несоответствия целям и задачам издания. Весь отвергнутый материал распределен составительницей по двенадцати основным рубрикам, среди которых мы находим и песенники, и репертуарно-эстрадные сборники, и сборники, состоящие из произведений только двух авторов, и журналы, лишь формально носящие названия «сборник» или «альманах». Не будем подробно перечислять все двенадцать рубрик, скажем лишь, что в целом упоминающиеся в них типы издания действительно, как правило, мало соответствуют тому понятию, которое вкладывается в определения «литературно-художественный сборник» или «альманах», и что, следовательно, составительница имела все основания оставить эти издания за пределами указателя.
Однако О. Голубева проявляет известную непоследовательность в осуществлении ею же выдвинутых принципов. Оговаривая свое право не включать в указатель песенники, она вводит в него, например, книгу «Песни Красной Армии» (Свердловск, Уралогиз, 1934), состоящую из текстов песен и приложенных к ним нот и являющуюся, таким образом, самым доподлинным песенником; предупреждая, что в состав справочника не включены «репертуарные и эстрадные сборники», О. Голубева, однако, упоминает «Клубный сборник», выпущенный в 1930 году в Смоленске и сплошь состоящий из инсценировок, рассчитанных на эстрадное исполнение, и т. д.
Нарушает составительница и свое обещание оставить за пределами справочника «сборники, состоящие из произведений только двух авторов», – в книгу включен, например, изданный в Пятигорске в 1931 году сборник «Жизнь зовет», куда входят стихи именно двух авторов – И. Синева и Н. Рассветова. И подобные случаи не единичны.
Отступает О. Голубева и от основного своего принципа – вводить в указатель «альманахи и литературно-художественные сборники на русском языке, изданные в СССР в 1928 – 1937 годах». Без всяких оговорок включен ею в справочник альманах «Флаг адмирала», вышедший в 1930 году в буржуазной Латвии. Этот случай, правда, единичен, но чем оправдано такое исключение из установленного правила?
Не совсем ясны принципы, которыми руководствовалась составительница, вводя в свой указатель те или иные стеклографированные или ротапринтированные сборники. Их в указателе немного, причем два из них связаны с именем поэта-футуриста А. Крученых, представляя собой собранные им шутки и экспромты поэтов-современников. На одном из этих сборников, который составительница особо упоминает в своем предисловии, следует остановиться несколько подробнее. Называется сборник «Турнир поэтов», состоит из восемнадцати страничек и включает в себя упражнения поэтов в подыскании рифм на слово «Крученых», запечатленные в виде автографов из альбома. Трижды выпускал эту стеклографированную тетрадку А. Крученых тиражом от 100 до 150 экземпляров, причем во втором и третьем случаях указал на титульном листе: «Издание «группы лефовцев». Все это дало основание составительнице тридцать лет спустя объявить это издание чуть ли не коллективным сборником группы Леф. «Со сборником, содержавшим литературные безделушки («Турнир поэтов», М. 1928), выступила группа Леф», – заявляет О. Голубева, не обращая внимания на то, что больше половины поэтов – участников сборника никакого отношения к Лефу не имели, а также на то, что состав авторов от издания к изданию подвергался изменениям1.
Включая в указатель этот домашний альбом, составительница оставляет без внимания ряд подлинных альманахов, издававшихся на стеклографе в 20 – 30-е год». Укажу в качестве примера стеклографированный «Альманах», выпущенный тиражом 150 экземпляров Литературным институтом при Союзе советских писателей в 1937 году. Издание это, в котором напечатаны ранние стихи Л. Ошанина, К. Симонова, С. Смирнова, М, Упеника, А. Яшина, представляет несомненный историко-литературный интерес.
Вообще если говорить о пропусках, допущенных составительницей, то, по нашим наблюдениям, они связаны в первую очередь со стихотворными сборниками, в частности со сборниками произведений поэтов национальных республик Советского Союза.
Приведем в качестве примера некоторые из этих сборников, не учтенные О. Голубевой:
«Поэты Казахстана», составитель Н. Сидоренко, Жургазобъединение, М. 1936, б-ка «Огонек», N 29 (944);
«Поэты Советской Осетии», составитель Б. Боциев, А. Гулуев, А. Коцаев, Орджоникидзевское краевое издательство, Пятигорск, 1937;
«Поэты Советской Татарии», составитель А. Ерикеев, Жургазобъединение, М. 1936, б-ка «Огонек», N 46 (960);
«Поэты Чечено-Ингушетии», составитель Ш. Айсханов, Гослитиздат, М. 1935.
Неполны сведения и о поэтических альманахах, выходивших в городах Российской Федерации. В «топографическом указателе», приложенном к книге, совершенно отсутствует, например, г. Ульяновск, где в 1928 году вышел «Лирический альманах», объединивший стихи около двадцати поэтов.
Среди сборников, включенных в указатель, мы находим «Книгу сценариев», изданную в 1935 году и объединившую сценарии лучших советских кинофильмов 20-х – первой половины 30-х годов. Жаль, однако, что О. Голубева оставила без внимания другое аналогичное издание, вышедшее годом раньше под названием «Драматургия Кино. Первый сборник сценариев. М. Цедрам. 1934». В предисловии к этой книге справедливо указывалось, что она является первым в истории мирового кино опытом издания киносценариев.
Ценная сторона указателя – большая точность в описании изданий, в воспроизведении фамилий авторов. Лишь в отдельных очень немногих случаях можно обнаружить недосмотры. Так, саратовский писатель Б. Неводов назван Б. Неведовым (стр. 89); писатель-юморист В. Черний – В. Черным (стр. 26); вышедший в 1936 году сборник произведений коми-пермяцкой литературы озаглавлен «В Парме» (стр. 230), хотя парма в данном случае не итальянский город, а на языке коми – дремучий лес, тайга, и, следовательно, слово это не требует заглавной буквы.
Тщательно составлен приложенный к справочнику обширный именной указатель. Приходится пожалеть только, что, раскрывая псевдонимы большинства авторов, названных в книге, составительница не проявляет должного внимания к псевдонимам участников сатирических изданий, довольно широко представленных в указателе. А между тем «псевдонимность» таких подписей, как А. д’Актиль (А. Френкель), Гаврилыч (М. Зощенко), Иван Дитя (В. Ардов), А. Полузайцев (А. Бухов), Иван Прутков (Б. Жиркевич), совершенно очевидна и нуждается в расшифровке гораздо в большей степени, чем, например, широко известные псевдонимы – Демьян Бедный или Серафимович.
Следовало бы раскрыть псевдонимы прозаиков и поэтов, печатавшихся в периферийных альманахах и сборниках в 20-е и 30-е годы и ныне уже завершивших свой творческий путь. Это В. Багров (настоящая фамилия Бестеменников), В. Жалынский (Паршин), А. Каспий (Карякин), Н. Чибуренко (Чибураев) и многие, многие другие.
В заключение следует еще раз подчеркнуть несомненную ценность указателя О. Голубевой. Но именно ценность издания побудила нас сосредоточить основное внимание на его недостатках и пробелах, учет которых может оказаться нелишним при подготовке следующих выпусков нужного библиографического пособия.
- Еще более очевидную ошибку допускает О. Голубева, заявляя в предисловии, что с МАПП издавала под редакцией Ф. Гладкова альманах «Земля и фабрика». Как известно, в те годы Ф. Гладков входил не в МАПП, а в «Кузницу» и в альманахе «Земля и фабрика» печатались по преимуществу члены именно этой литературной группы. Ни одного произведения членов МАППа за все время существования альманаха в нем не появлялось.[↩]