№12, 1964/Заметки. Реплики. Отклики

Без точной цели

Читатели хорошо знают темно-зеленые томики серии «Литературных памятников», издаваемых под грифом Отделения литературы и языка Академии наук СССР.

Тщательно подготовленные, хорошо типографски оформленные, книги этой серии по праву заняли видное место на столах литературоведов, историков и просто любителей литературы, наших требовательных и любознательных читателей.

За пятнадцать лет издания (с 1948 года) серия насчитывает уже около сотни названий и тем не менее это лишь малая часть того, что должно быть и будет в ней выпущено. К работе над переводами, редактированию и комментированию книг серии, к написанию для нее сопроводительных статей привлечены наиболее видные и квалифицированные переводчики, литературоведы и текстологи.

Чего-чего только нет среди уже вышедших книг. И записки арзамасца С. Жихарева, и избранные произведения Марата, и басни Крылова, и «Герой нашего времени» Лермонтова, и «Панчатантра», и былина об Илье Муромце, и «Повести о Куликовской битве», и избранные произведения Яна Кохановского, и «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, и фельетоны Воровского, и «Эпические сказания народов Южного Китая». Мы лишь наудачу назвали некоторые из книг, выпущенных в серии «Литературных памятников». В сущности, при таком подходе вся мировая литература, все сочинения античности, древнего Востока, средневековья, все мемуары и воспоминания, фельетоны, ораторские речи, басни, эпосы, даже записные книжки писателей с одинаковым успехом могут быть включены в эту поистине безграничную серию, состав которой не лимитирован ни национальными, ни языковыми, ни временными, ни жанровыми рамками.

Ну, а как же читатель? Ведь серия рассчитана не только на пополнение книгохранилищ, но и на людей, которые заинтересованы в приобретении подлинных «памятников» мировой литературы, отсутствующих на книжном рынке. Увы, читатель растерян и смущен. Ведь самое понятие «литературный памятник» не только ко многому обязывает, но и предполагает определенную специфику.

«Литературными памятниками» называют обычно крупнейшие литературные произведения. Несмотря на познавательную ценность воспоминаний С. Жихарева или братьев Бестужевых, эти произведения трудно счесть «памятниками», точно так же как и статьи генерала-декабриста М. Орлова или фельетоны В. Воровского, при всей их исторической ценности. Поэтому более целесообразно было бы передать мемуары в серию, специально составленную из книг этого жанра, а в серии «памятников» сохранить прежде всего шедевры мировой классики. Тогда стал бы определенней принцип отбора, обозначились бы границы серии «памятников».

Однако даже при этом условии отбор «памятников», характер и тип их издания – дело далеко не простое и не может совершаться стихийно, как в известной мере это происходит сейчас.

Цитировать

Степанов, Н. Без точной цели / Н. Степанов // Вопросы литературы. - 1964 - №12. - C. 156-159
Копировать