№5, 2019/Книжный разворот

Б. Каганович. Александр Александрович Смирнов. 1883–1962

Борис Каганович, исследователь в области русской историографии и гуманитарной науки XIX — начала ХХ века, уделяет особое внимание представителям петербургской исторической школы и контактам русской и западноевропейской науки. Изучение наследия А. Смирнова он начал более 30 лет назад. Доскональное знание и широкое привлечение архивных и печатных материалов может послужить школой исследования и написания книг такого рода.

В первой главе «Начало жизни: 1883–1901» подробно рассказано о происхождении Смирнова. Оговаривая, что сам по себе вопрос о «составе крови» большого значения не имеет, и вместе с тем понимая, что тема отцовства неоднократно всплывала в печати и семейная тайна не могла не сказаться на самосознании ученого, Каганович приводит сводку данных: являлся ли отцом действительный статский советник А. Смирнов, или им был петербургский банкир и финансист А. Зак, и почему отцом не мог быть М. Соловейчик.

Одной из важнейших в книге является шекспировская тема. Собрание сочинений Шекспира под редакцией Смирнова выходило два раза. Его монографии о шекспировском творчестве опубликованы в 1934 году — «Творчество Шекспира» и в 1963-м (посмертно) — «Шекспир». Это увлечение Шекспиром началось еще в детские годы: «Десяти лет подражал ему: трагедия «Варвик»» (с. 16). В 1916 году (300-летие со дня смерти поэта и драматурга) Смирнов написал две статьи: «Творец душ» (для «Летописи») и «Тайный голос Шекспира» (для «Северных записок»). Критический отзыв Б. Эйхенбаума звучит в книге, но приведенные Кагановичем цитаты (первых подступов Смирнова к Шекспиру) уже свидетельствуют о проникновенном видении шекспировской многоосмысленности: «В каждой из его пьес нетрудно найти несколько «смыслов», несколько настроений, которые, сливаясь, но не смешиваясь, лежат как бы слоями, планами, один за другим» (с. 54).

Главы биографии следуют в хронологическом порядке: Начало жизни — Университет и «Мир искусства» — Париж — Первые годы в науке — Петербургский приват-доцент — Годы странствий — Вокруг «Путей и задач науки о литературе» — Петроград–Ленинград — 1930-е годы — «Шекспир во время чумы» — Война — После войны — Сумерки сталинизма — Последнее десятилетие — «Шекспир и нет ему конца».

Хронологию внутренне связывают сквозные темы основных человеческих и научных отношений: с А. Веселовским, В. Жирмунским и др. Жирмунский оставался близким другом и единомышленником на протяжении всей жизни. 13 февраля 1960 года (в период очень плохого самочувствия) Смирнов на всякий случай решил попрощаться: «Мой милый Витя, Мой великий друг, друг моей ранней юности, моя защита, мое утешение, моя совесть» (с. 207).

По отношению к Веселовскому Смирнов — один из его последних прямых учеников: слушал курс «Поэтика сюжетов», участвовал в семинаре по Петрарке. Посетив Веселовского перед отъездом в Париж в 1904 году, Смирнов решил сменить тему дипломной работы (по терминологии того времени «кандидатской») — обратиться к изучению лэ Марии Французской. Текст работы, написанной уже после смерти Веселовского, не сохранился — остался положительный отзыв известного медиевиста Д. Петрова. К этой теме Смирнов вернулся в 1950-е годы — рассмотрел топику, образность, символику лэ, соотношение кельтских и французских элементов.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2019

Цитировать

Егорова, Л.В. Б. Каганович. Александр Александрович Смирнов. 1883–1962 / Л.В. Егорова // Вопросы литературы. - 2019 - №5. - C. 286-291
Копировать