«Анонимная» рецензия в «Литературной газете»
Статья поступила 30.10.2017.
В 1934 году в номере «Литературной газеты» от 10 декабря под заголовком «Литературный скандал с Лавровым» была опубликована рецензия без подписи. Опубликованная без подписи по недосмотру корректора1 и потому невольно превратившаяся в анонимную, она носит ярко выраженный полемический характер и направлена против И. Книжника-Ветрова2. Рецензия посвящена только что вышедшему из печати первому тому «Избранных сочинений» Петра Лаврова, включавшему работы последнего на социально-политические темы 1857–1871 годов.
В этом издании в силу ряда причин не принимал участия известный специалист по творчеству Лаврова Ферапонт Витязев3, который был арестован по сфабрикованному «академическому делу» в 1930 году и сослан на пять лет в ИТЛ на станцию Майгуба Мурманской железной дороги. Но затем дело пересмотрели, и уже в 1933 году ему разрешено жить в Москве.
Рецензия содержала весьма серьезные для публикатора (Книжника-Ветрова) и редактора «Издательства политкаторжан» И. Теодоровича4 обвинения в непрофессионализме: это касалось историко-литературного и текстологического комментария, а также приложенной к тому библиографии. Оторванный от столицы на целых три года, Витязев по возвращении с головой погружается в литературную работу, сотрудничает с В. Бонч-Бруевичем5, возглавлявшим в те годы Государственный литературный музей, а также с «Литературным наследством».
Отчасти рецензия была продиктована уязвленным самолюбием: Витязев по праву считался публикатором произведений и высоко зарекомендовавшим себя исследователем творчества Лаврова. При его деятельном участии в издательствах «Революционная мысль», а затем в «Колосе» в 1917–1920 годах выходило первое в России Полное собрание сочинений П. Л. Лаврова, а также увидели свет отдельно изданные произведения писателя. О том, что в программе «Издательства политкаторжан и ссыльнопоселенцев» стоял выпуск сочинений Лаврова, ему сообщала в письме от 23 апреля 1933 года В. Фигнер6, буквально за несколько дней до его возвращения в Москву:
В программе издательства> политкаторжан стоит полное изд<ание> соч<инений> Лаврова. Быть может, когда по состоянию бумажной продукции это станет на очередь, и Ваше участие будет нужно. Но когда? Во всяком случае, время теперь жесткое [Письмо Фигнер].
Упоминание об этой рецензии находим в сохранившемся письме Августы Мезьер7 к Витязеву. Обратимся к этому письму. Оно написано в два приема. Мы цитируем его только в той части, которая относится к рецензии Витязева.
27 декабря 1934 года
Дорогой друже
Ферапонт Иванович!
Уже несколько дней все собираюсь писать Вам и никак не удается: то одно, то другое мешает отдаться беседе с Вами. Почему Вы думаете, что ваша рецензия на работу Книжника мне не понравится? Наоборот, я прочла ее с наслаждением. Вы прекрасно, спокойно, рядом непреложных фактов отделали этого негодяя, взявшегося не за свое дело. Меня, впрочем, не столько удивляет Книжник, сколько об<щест>во политкаторжан, которое, зная Вас давно как специалиста по Лаврову, передает работу Книжнику! Что же, хоть теперь-то об<щест>во убедилось, что с Книжником дискредитировало серьезное начинание и заключило, наконец, договор с Вами? Или будет доверяться Книжнику с его ветром подбитыми знаниями? Подходящий псевдоним он себе выбрал! Куда не заносил его ветер? От увлечения религиозно-философскими вопросами в кружке Пругавина к анархистам (в 1905–1906 годах) и т. д. Такие перекочевки, впрочем, дело его совести, не мне его судить, – а вот браться не за свое дело – ведь Вас-то он знает и уже не раз плагиировал Вашу работу8 – вот это некрасиво, выражаясь мягко.
28 декабря 1934 года
…Другое дело, если ошибки таковы, как у Книжника, где нельзя искать замысла, а требуется одна точность. Если бы Вы издавали Лаврова, то у Вас был бы замысел, который отразился бы и в подборе статей, в их распределении, в примечаниях и в библиографии. Вот эту Вашу способность угадать, почувствовать руководящую нить даже при слабо мерцающем свете огня, способность, столь необходимую рецензенту, я особенно ценю в Вас… [Письмо Мезьер]
Теперь переходим к самой рецензии. В «Литературной газете» она помещена на видном месте, в центре 2-й страницы. Рецензент сразу начинает с места в карьер.
Лежащий перед нами том наводит на крайне печальные размышления. Так, в него включена статья, не принадлежащая перу Лаврова (здесь и далее выделено Витязевым. –С. Б.). Мы имеем в виду статью «О публицистах-популяризаторах и о естествознании» (стр. 134–160), перепечатанную Книжником из журнала «Современник» за 1865 год (см. № 9, стр. 1–31). Никаких доказательств о принадлежности статьи Лаврову Книжник не приводит.
В этом отношении он всецело полагается на авторитет одесского библиографа Л. Чижикова.
А между тем статья эта явно не Лаврова. Во-первых, под ней стоит подпись Ал. Угрюмов, Лавров же всегда подписывался П. Угрюмов. Во-вторых, псевдоним П. Угрюмов появился у Лаврова только в конце 70-х годов. В-третьих, статья была напечатана в «Современнике», в котором Лавров никогда не сотрудничал и редакция которого относилась к нему не совсем доброжелательно. В-четвертых, стиль, язык статьи явно не лавровские; манера автора развивать свою мысль ни в коей мере не напоминает Лаврова. В-пятых, идей, типичных для Лаврова, в ней нет почти ни одной.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2018
Литература
Витязев Ф. И. Литературный скандал с Лавровым // Литературная газета. 1934. 10 декабря С. 2.
Письмо В. Фигнер // РГАЛИ. Ф. 106 (Ф. И. Витязев). Оп. 1. Ед. хр. 168, № 3.
Письмо А. Мезьер // РГАЛИ. Ф. 106. Оп. 1. Ед. хр. 104. Л. 94, 94 об., 95, 95 об.
Теодорович И. А. Схватка П. Витязева с Ив. Книжником-Ветровым // Каторга и ссылка: Историко-революционный вестник / Под общ. ред. И. А. Теодоровича. Кн. 5–6 (114–115). М.: Издательство политкаторжан, 1934. С. 231–238.